ФЭНДОМ

SmelyakovYV

Яросла́в Васи́льевич Смеляко́в (1913—1972) — русский советский поэт, критик, переводчик.[1] Лауреат Государственной премии СССР (1967).

Биография Править

Ярослав Смеляков родился 26 декабря 1912 (8 января 1913) года в Луцке (ныне Украина) в семье железнодорожного рабочего. Детство провёл в деревне, где окончил начальную школу. Затем он учился в Москве, в школе-семилетке.

Окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу (1931). Работал в типографии. По настоянию друга, журналиста Всеволода Иорданского, принёс свои стихи в редакцию молодёжного журнала «Рост», но перепутал двери и попал в журнал «Октябрь», где был принят своим кумиром, поэтом Михаилом Светловым, который дал молодому поэту зелёную улицу. По иронии судьбы, в один из первых же рабочих дней в типографии ему доверили набирать собственные же стихи[2].

Занимался в литературных кружках при газете «Комсомольская правда» и журнале «Огонёк». Член СП СССР с 1934 года.

В 19341937 годах был репрессирован. В эти же годы Большого террора два близких друга Я. В. Смелякова — поэты Павел Васильев и Борис Корнилов — были расстреляны[3].

С 1937 года — ответственный секретарь газеты «Дзержинец» трудкоммуны имени Дзержинского (Люберцы).

В 1939 году восстановлен в СП СССР, ответственный инструктор секции прозы.

Участник Великой Отечественной войны. С июня по ноябрь 1941 года был рядовым на Северном и Карельском фронтах. Попал в окружение, находился в финском плену до 1944 года. Возвратился из плена.

В 1945 году Смеляков опять был репрессирован и попал под Сталиногорск (ныне г. Новомосковск Тульской области) в проверочно-фильтрационный спецлагерь № 283 (ПФЛ № 283), где его несколько лет «фильтровали»[3].

Специальные (фильтрационные) лагеря были созданы решением ГКО в последние дни 1941 года с целью проверки военнослужащих РККА, бывших в плену, окружении или проживавших на оккупированной противником территории. Порядок прохождения госпроверки («фильтрации») определялся Приказом наркома внутренних дел СССР № 001735 от 28 декабря 1941 года, в соответствии с которым военнослужащие направлялись в специальные лагеря, где временно получали статус «бывших» военнослужащих или «спецконтингента».

Срок отбывал в лагерном отделении № 22 ПФЛ № 283 при шахте № 19 треста «Красноармейскуголь». Шахта находилась между современными городами Донской и Северо-Задонск (с 2005 года микрорайон г. Донского). На шахте работал банщиком, затем учётчиком.

Усилиями журналистов П. В. Поддубного и С. Я. Позднякова поэт был освобождён и работал ответственным секретарем газеты «Сталиногорская правда», руководил литературным объединением при ней[4]. Вместе с ним в лагере находился брат Александра Твардовского, Иван. После лагеря Смелякову въезд в Москву был запрещён. В Москву ездил украдкой, ни в коем случае не ночевал[3]. Благодаря Константину Симонову, замолвившему слово за Смелякова, ему удалось вновь вернуться к писательской деятельности. В 1948 году вышла книга «Кремлёвские ели».

В 1951 по доносу двух поэтов вновь арестован и отправлен в заполярную Инту.

В казённой шапке, лагерном бушлате,
полученном в интинской стороне,
без пуговиц, но с чёрною печатью,
поставленной чекистом на спине, —
Ярослав Смеляков, 1953 г., лагерный номер Л-222

Просидел Смеляков до 1955 года, возвратившись домой по амнистии, ещё не реабилитированный.
Реабилитирован в 1956 году.

До двадцатого до съезда
жили мы по простоте
безо всякого отъезда
в дальнем городе Инте…

Член Правления СП СССР с 1967 года, Правления СП РСФСР с 1970 года. Председатель поэтической секции СП СССР.

Вторая жена — Татьяна Валерьевна Смелякова-Стрешнева.

Творчество Править

Рано начал писать стихи. Учась в ФЗУ (будучи «фабзайцем»), публиковал стихи в цеховой стенгазете. Писал также обозрения для агитбригады. Дебютировал в печати в 1931 году. Первый сборник стихов «Работа и любовь» (1932) сам набирал в типографии как профессиональный наборщик. Как и в следующем сборнике «Стихи», Смеляков воспевал новый быт, ударный труд.

В стихах использовал разговорные ритмы и интонации, прибегал к своеобразному сочетанию лирики и юмора. В сборниках послевоенных лет («Кремлёвские ели», 1948; «Избранные стихи», 1957) и поэме «Строгая любовь» (1956), посвящённой молодёжи 1920-х годов, обнаруживается тяготение к простоте и ясности стиха, монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни. Поэма, частично написанная ещё в лагере, получила широкое признание.

В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие. Одной из главных тем стала тема преемственности поколений, комсомольских традиций: сборники «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967); «Товарищ Комсомол» (1968), «Декабрь» (1970), поэма о комсомоле «Молодые люди» (1968) и другие. Посмертно изданы «Моё поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).

К его наиболее известным произведениям могут быть отнесены такие стихотворения, как «Если я заболею…», «Хорошая девочка Лида» (отрывок из этого стихотворения читают главные персонажи Александра Демьяненко и Натальи Селезнёвой в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»), «Кладбище паровозов», «Любка», «Милые красавицы России». Песню на стихи «Если я заболею» исполняли Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Аркадий Северный и другие (фрагмент этой песни исполняют также главные персонажи Иннокентия Смоктуновского и Олега Ефремова в фильме «Берегись автомобиля»).

Качество стихов Смелякова очень различно как в отношении их глубины, так и формы выражения; налицо — подлинный талант (что подтверждается такими знатоками, как Е. Винокуров, Н. Коржавин, З. Паперный), равно как и слабость общей позиции этого поэта, испытывавшего удары судьбы и впавшего в алкоголизм. Хорошие стихи Смелякова отличаются силой и выпуклой образностью языка, плохие — дешёвой рифмованной декламацией[5].

Всего написал 112 произведений. Автор публицистических и критических статей; занимался переводами с украинского, белорусского и других языков.

Я. В. Смеляков умер 27 ноября 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Адреса в Москве Править

  • Большая Молчановка, 31 (не сохранился)
  • 1948—1951 и 1955—1960 годы — ул. Арбат, 38/1
  • 1960—1972 годы — Ломоносовский проспект, 19, кв. 40

Награды и премии Править

Сочинения Править

  • Собрание сочинений в трех томах. М., Молодая гвардия, 1977-1978
  • Избранные произведения в двух томах. М., 1970
  • Работа и любовь, М., 1932
  • Стихи. М., 1932
  • Дорога. М.,1934
  • Стихи. М., 1934
  • Счастье. М., 1934
  • Кремлёвские ели, М., 1948
  • Лампа шахтёра, 1949
  • Стихи. М., 1950
  • Строгая любовь. — М., Советский писатель, 1956
  • Избранные стихи. М., 1957
  • Разговор о главном, М., 1959
  • Строгая любовь. М., 1959
  • Работа и любовь, М.,1960
  • Стихи. М., 1961
  • Золотой запас, Алма-Ата, 1962
  • Работа и любовь, М.,1963
  • Хорошая девочка Лида. М., 1963
  • Книга стихотворений. М., 1964
  • Алёнушка. М., 1965
  • Роза Таджикистана. Душанбе, 1965
  • День России, 1966
  • Милые красавицы России, М., 1966
  • День России. М., 1967
  • Стихотворения. М., 1967
  • Строгая любовь. М., 1967
  • День России. М., 1968
  • Молодые люди. М., 1968
  • Товарищ комсомол. М., 1968
  • Связной Ленина, 1970
  • Декабрь, М., 1970
  • Моё поколение. М., 1972
  • Служба времени. Стихи. — М., Современник, 1975
  • Стихотворения и поэмы, 1979.

Память Править

В Новомосковском историко-художественном музее имеется экспозиция, посвящённая поэту. Представлен большой фотографический и документальный материал, в том числе черновики стихов, из сталиногорского периода жизни Смелякова, личные вещи (переданные вдовой поэта), а также книги учеников и друзей поэта с дарственными надписями[6].

В Луцке есть улица Смелякова.

Примечания Править

  1. Ярослав Смеляков
  2. Я. Смеляков — Несколько слов о себе
  3. 3,0 3,1 3,2 Васькин А. А. Я унижаться не умею. Поэты Винокуров, Ваншенкин и дом, где арестовали Смелякова. НГ EXLIBRIS № 15 (602) 28 апреля 2011 г., с. 8
  4. Седугин В. И. Новомосковск — Очерк истории. — Тула, 2010. — С. 110-111. — 186 с.
  5. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 387.
  6. М. Н. Бобкова. Новомосковскому историко-художественному музею исполняется 45 лет. Ассоциация музеев России. Проверено 30 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 25 мая 2012.

Ссылки Править