Фэндом

Наука

Сергей Векшинский

22 221статья на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Сергей Аркадьевич Векшинский (15 (27) октября 1896, Псков20 сентября 1974, Ленинград) — советский учёный в области электровакуумной техники, академик Академии наук СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1956), лауреат Ленинской (1962) и трёх Сталинских (1946, 1951 и 1955) премий.

Биография Править

Учился в Петроградском и Донском политехнических институтах.

В 19221928 годах работал главным инженером электровакуумного завода в Ленинграде. В 19281936 годах заведовал вакуумной лабораторий, в 19361938 годах главный инженер завода «Светлана». В октябре 1937 года был снят с должности главного инженера, переведён в конструкторы Отраслевой вакуумной лаборатории (Ленинград), репрессирован и с начала 1938 года до второй половины 1939 года находился в местах заключения. После замены Ежова Берией вышел на свободу.

В 19391941 годах — консультант завода «Светлана» в Ленинграде.

В 19411944 годах в Новосибирске разработал новый метод получения и исследования сплавов (Сталинская премия, 1946).

Чл.-корр. АН СССР с 1946, академик с 1953 года.

С 1947 по 1974 годах — директор Научно-исследовательского института вакуумной техники. Сделал ряд изобретений в области электроники и вакуумной техники.

Награды Править

За исключительные заслуги в развитии радиоэлектроники Академия наук СССР в 1962 году присудила ему Золотую медаль имени А.С.Попова.

Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Имя академика С. А. Векшинского решением Советского правительства присвоено в 1976 году научно-исследовательскому институту, созданному и работавшему в течение 27 лет под его руководством.

История семьи Править

Векшинские жили на порховской земле со времён царя Алексея Михайловича, были «вёрстаны поместьями» за службу в казачьем полку. Дед учёного Николай Степанович с шестью сыновьями, родившимися в г. Порхове, перебрался незадолго до смерти в Псков. Его младший сын Аркадий Николаевич учился в Псковском Сергиевском реальном училище, затем с 1893 по 1902 годах (с небольшим перерывом) служил в канцелярии псковского губернатора. В Пскове семья Векшинских снимала квартиру по Сергиевской улице (ныне Октябрьский проспект) в доме Гельдта. Здание было построено в 1890 году в качестве доходного дома с квартирами, сдаваемыми в наём, и магазинами по первому этажу. В анкете, хранящейся в личном деле С. А. Векшинского в НИИ вакуумной техники, он указал точное место рождения: «г. Псков, Сергиевская ул., д. Гельдта». Этот адрес подтверждается следующим объявлением, появившимся в газете «Псковский городской листок» 11 сентября 1896 года, то есть за месяц до рождения Сергея Аркадьевича: «Ищут опытную няню к новорождённому, обращаться Сергиевская ул., дом Гельдта, кв. Векшинских». Из двух домов на Сергиевской улице, принадлежавших богатейшему псковскому домовладельцу К.И.Гельдту, этот адрес относится к сохранившемуся дому № 22 по современному Октябрьскому проспекту, находящемуся на углу улицы Некрасовской. Другой, несохранившийся дом Гельдта по той же Сергиевской улице располагался на месте нынешнего Сквера псковских партизан, но в нём размещалась гостиница «Париж», имевшая более 20 меблированных комнат. Бабушка академика Елизавета Ивановна Векшинская продолжала жить в той же квартире; в списке жителей города Пскова, уплачивавших специальный квартирный налог за 1910 год, она указана, как владелица квартиры в доме Гельдта по Сергиевской улице, расположенном во 2-й полицейской части г. Пскова, что и соответствует сохранившемуся дому № 22 по Октябрьскому проспекту. Несохранившийся дом Гельдта по Сергиевской улице входил в другую, 4-ю полицейскую часть г. Пскова и к тому же в нём не было квартир, подлежащих обложению квартирным налогом. Здание пострадало в годы Великой Отечественной войны, но стены — хорошей сохранности. Восстановлено в 1946 году. При этом произведена значительная внутренняя перепланировка, увеличено общее количество квартир за счёт резкого уменьшения размеров бывших барских квартир. Вместо чердака также устроены новые квартиры, составившие дополнительный четвёртый этаж с окнами во двор. Позднее утрачены лепные атланты, поддерживавшие угловой эркер центрального (южного) угла здания, выходящего на перекрёсток улиц, — они заменены лепными кронштейнами.

Труды Править

  • Векшинский С. А. Новый метод металлографического исследования сплавов. — М. — Л., 1944.

Литература Править

  • Сергей Аркадьевич Векшинский: Специалист в обл. электрон. и вакуум. техники, 1896-1974 / В. П. Борисов; Отв. ред. В. М. Родионов; [АН СССР]. — М.: Наука, 1988. — 138 с.
  • Сергей Аркадьевич Векшинский. — 2-е изд. — М.: Интелвак, 2002. — 176 с.

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики