ФЭНДОМ

Сели́тры — общее тривиальное название минералов, содержащих нитраты различных металлов (в том числе их кристаллогидратов). Название по всей вероятности происходит от лат. sаl nitrum.

Подробное описание см. в статье нитраты.

Названия селитр Править

Названия селитр
Тривиальное названиеХимическая формулаСистематическое названиеПримечание
Аммонийная селитраNH4NO3Нитрат аммонияБелое рассыпчатое вещество, хорошо растворяющееся в воде. Взрывается, особенно порошкообразная, при использовании промежуточных детонаторов из более чувствительных ВВ (например тротила), к ударам малочувствительна. Хорошо растворяется в воде.
Аммиачная селитра
Бариевая селитраBa(NO3)2Нитрат бария 
Баритовая селитра
Калийная селитраKNO3Нитрат калия 
Индийская селитра
Магниевая селитраMg(NO3)2·H2OКристаллогидрат нитрата магния 
Кальциевая селитраCa(NO3)2·H2OКристаллогидрат нитрата кальция 
Известковая селитра
Норвежская селитра
Чилийская селитраNaNO3Нитрат натрияОбычно есть примеси галогенидов, основные месторождения в Чили (провинции Тарапака и Антофагаста). Цвет белый, желтоватый, красно-коричневый, серый. Твёрдость по шкале Мооса 1,5—2;. Плотность 2,3 г/см³. Образуется в основном за счёт вулканической деятельности или окисления азота.
Натронная селитра
Натриевая селитра

Применение селитр Править

Селитры используются как азотные удобрения, при этом калиевая селитра является также источником необходимого растениям калия. Нитрат калия также является одним из ингредиентов чёрного пороха. Аммонийная селитра используется для приготовления таких взрывчатых веществ как аммонал и аммотол. К аммиачным удобрениям относятся: сульфат аммония, хлористый аммоний, бикарбонат аммония, жидкие азотные удобрения. Сульфат аммония и хлористый аммоний наиболее эффективны на почвах, насыщенных основаниями (чернозёмы, карбонатные серозёмы, каштановые), которые обладают способностью нейтрализовать подкисляющее действие этих удобрений. Систематическое удобрение сульфатом аммония и хлористым аммонием кислых почв вызывает повышение кислотности; этот недостаток может быть устранён известкованием. Аммиачный азот менее подвержен вымыванию, чем нитратный, поэтому аммиачные удобрения можно вносить до посева, осенью. Менее пригодны они для поверхностного (при подкормках озимых) и местного (в рядки, лунки и гнёзда) внесения. Избыток хлора в хлористом аммонии отрицательно влияет на размер и качество урожая многих сельхоз культур (картофель, лён, масличные, табак, виноград и др.). Бикарбонат аммония, производство которого пока ограничено объёмом экспериментальных исследований, обладает щелочной реакцией, но в почве подвергается нитрификации (см. Нитрификация в почве). Среди аммиачных форм азотных удобрений большое значение имеют жидкие удобрения — жидкий безводный аммиак, водный аммиак, аммиакаты.

См. также Править

cs:Dusičnany

da:Nitrat de:Nitrate en:Nitrate es:Nitrato fi:Nitraatti fr:Nitrate gl:Nitrato it:Nitrati nl:Nitraat nn:Nitrat pl:Azotany pt:Nitrato sr:Нитрат sv:Nitrat ug:ئازوتلۇق تۇز

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики