ФЭНДОМ

Sauwastika swastika comparison.svg-1-

Свастика (слева) и саувастика

Сва́стика (символ «卐» или «卍», санскр. स्वस्तिक от स्वस्ति, свасти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие, от सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть») — крест с загнутыми под прямым углом концами («вращающийся»)[1] либо по часовой стрелке, либо против неё (в последнем случае некоторые авторы называют такой символ Саувастика (Sauwastika) и даже приписывают ему иной смысл.

Свастика — древний символ жизни Править

1280px-Sunny Beach Nesebar centre 2-1-

Церковь Христа Пантократора (XIII век) в Несебыре. На фризе фасада храма — многочисленные изображения свастики

У свастики, как символа, много значений, у древних народов она была символом жизни, движения, Солнца, света, благополучия, и способна символизировать философские категории.

Свастика является одним из самых древних и широко распространённых графических символов, у многих народов мира она изображена на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов[1][2]. Символ встречается с 8 тыс. лет до н. э., предположительно выкристаллизовавшись из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите[⇨].

В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, изображавшие двух женских, а также двух мужских божеств[3]. По мнению А. Голана, эти данные согласуются с дихотомиями (оппозициями) «левый — правый» и «женский — мужской»[3], подобно «Инь» и «Ян». В энциклопедии «Британика» говорится о чётком различии направления в индуизме, где изображение с «вращением» против часовой стрелки называют саувастикой' (реже — совастикой, sauvastika). Генрих Шлиман, обнаруживший много образцов свастик при раскопках найденной им Трои, и профессор-индолог М. Мюллер, в опубликованных Шлиманом разъяснениях, в 1880 году также ограничивали термины «свастика» и «саувастика» индуизмом, и возражали против применения их к похожим западным символам, которые называли просто «знаками». Они также связывали направления свастики с дихотомиями, согласно индийской традиции. Р. Багдасаров отмечает, что подобной трактовки придерживались и другие авторы, в частности индолог Чарльз Бирдвуд[4]. Также Багдасаров отмечает, что большинство учёных давно сомневаются, что право- и левосторонние виды свастики следует именовать по-разному.[4], и что чётких значений у «левой» и «правой» свастик нет даже на территории Индии, не говоря о других культурах[5]. Также термин иногда применяется при описании понятий индуизма и произошедших от него учений, в частности буддизма.

Свастика в России Править

Kerenki-1000-1-

Свастика на русских деньгах 1917 года

По данным А. Голана, в русской традиции правая и левая свастика трактуются несколько иначе: одна обозначает движение по солнцу и символизирует добро, другая — движение против солнца и считается недобрым знаком (в данном случае оппозиция «добрый — недобрый» соотносится с «мужской — женский»).[3]

180px-Krasarm-1-

Нашивка войск Юго-Восточного фронта Красной Армии

118972-Ungern07-1-

Погоны русских отрядов барона фон Унгерна и Семёнова в Монголии

В XX веке свастика получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии, поэтому у части необременённого историческими познаниями населения ассоциируется лишь с фашизмом.[1].

См. также Править

Ссылки Править

  1. 1,0 1,1 1,2 БСЭ, 1976
  2. Борисов И. В. Свастика как эмблема: современный взгляд // Геральдика в прошлом, настоящем и будущем . • 2000. • . — С. 6-9.
  3. 3,0 3,1 3,2 Голан, 1993, с. 122
  4. 4,0 4,1 Багдасаров, 2002, «Вокруг свастики»
  5. Багдасаров, 2005