Фэндом

Наука

Самореализующееся пророчество

22 248статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Самореализующееся пророчество (или "самосбывающеся пророчество") — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер ее действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер [1] проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнеру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнеру. Более того, те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнер испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнеры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Схожим механизмом является "проективная идентификация" (в психоанализе)

Источники Править

  1. Curtis, R. C., & Miller, K. (1986). Believing another likes or dislikes you: Behavior making the beliefs come true. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 284—290.

Также на Фэндоме

Случайная вики