ФЭНДОМ

Файл:Savoie flag.svg

Савойя (фр. Savoie, лат. Sapaudia, франко-провансальк. Savouè) — историческая область лежащая между Пьемонтом на западе Италии, востоком Франции и франкоговорящей частью Швейцарии, в определённые периоды существовала в качестве самостоятельного государства (графство, герцогство). В 1860 в результате политического соглашения с Наполеоном III, объединившего Италию, Савойя была с основном включена в территорию Франции. В современной Франции на территории Савойи расположены два департаментаСавойя и Верхняя Савойя.

ИсторияПравить

Файл:Noia 64 apps ktip.png Актуальность
Данные приведены по состоянию на 1899.

Савойя впервые упоминается в IV в. н. э. как местность в Римской Галлии. В 443 г. её с разрешения римлян заняли остатки побеждённых гуннами бургундцев, которые сделали её исходным пунктом для дальнейших завоеваний в долине Роны. После распадения монархии Каролингов Савойя вошла в состав Бургундии; в 1032 г. она вместе с Бургундией подчинилась власти германских королей. В то время графство Савойя находилось под властью графа Гумберта Белая Рука (его потомки впоследствии занимали итальянский трон). Сын его Одо посредством брака, заключённого в 1050 г. с Адельгейдой, дочерью и наследницей Манфреда, маркграфа Туринского, соединил под одной властью Савойю и Пьемонт.

Все следовавшие за ним савойские графы в борьбе между гвельфами и гибеллинами были постоянными союзниками императоров; им удалось расширить несколько свои наследственные владения как в Италии, так и в Альпийской области (ныне Швейцарии); так, например, граф Пётр II (умер в 1268) присоединил к Савойе кантон Во. При его племянниках, Томасе III и Амадее V, Пьемонт и Савойя разделились. Амадей V, граф Савойский, был возведён в звание имперского князя (курфюрста). Амадей VII (13831391) присоединил в 1388 г. к Савойе графство Ниццу. Его сын Амадей VIII в 1416 г. получил от императора Сигизмунда титул герцога Савойского. В 1418 г. угасла пьемонтская ветвь того же дома, и Пьемонт вновь соединился с Савоей. В 1422 г. император даровал в лен герцогу Савойскому графство Геную. В 1434 г. Амадей VIII сложил с себя власть; пять лет спустя он был избран папой под именем Феликса V , но в 1449 г. отрёкся от тиары. Сын его Людовик (1434—65) установил законом нераздельность Савойи и Пьемонта.

В 15301536 г., при герцоге Карле III, Савойя потеряла Женеву, Во и другие владения в Швейцарии. В 1536 г. французы во время войны с императором Карлом V заняли Турин, потом почти весь Пьемонт и Савойю; только в 1559 г. Эммануил Филиберт, сын Карла III, успел обратно отвоевать свои родовые владения, кроме некоторых крепостей, которые были возвращены ему позднее. Его управление может считаться концом феодальной системы и началом просвещённого абсолютизма.

Сын его Карл-Эммануил I (15801630), честолюбивый и беспокойный, вовлёк страну в многочисленные войны, в особенности с Францией. Герцог Виктор-Амадей II в войне за испанское наследство присоединился сперва к Людовику XIV, потом (1703) перешёл на сторону Австрии. Вследствие этого почти все его государство было занято французами, и только победа Евгения Савойского при Турине (1706) восстановила его власть.

По Утрехтскому миру 1713 г. Виктор-Амадей II получил Монферрат, значительную часть герцогства Миланского и остров Сицилию, с титулом короля. Взамен Сицилии, которая в 1718 г. была завоёвана испанцами, он получил по Лондонскому договору 1720 г. остров Сардинию. С тех пор Савойя, Пьемонт и Сардиния составили одно Сардинское королевство.

В 1860 г. король сардинский Виктор-Эммануил II в вознаграждение за присоединение к его королевству Пармы, Тосканы, Модены и Романьи, уступил Франции Савойю вместе с Ниццей; была соблюдена формальность плебисцита, но были приняты меры, чтобы плебисцит оказался в пользу присоединения. Уступка этой территории вызвала большое раздражение против правительства; его выразил в очень резкой речи Гарибальди, сам уроженец Ниццы. Присоединённая к Франции, Савойя образовала два департамента, Савойю и Верхнюю Савойю.

Савойская династия прежде связывалась с Берольдом Саксонским, но, по новейшим исследованиям, это оказалось легендой. В действительности она происходит от Беренгара II (умер 966) и его сына Адальберта, королей Павии. Старшая линия Савойского дома угасла в 1831 г., и её место заняла, в лице Карла-Альберта, младшая, Кариньянская ветвь, происходящая от Томаса, младшего брата Виктора-Амадея I, герцога Савойского (1630—37). Сын Карла-Альберта вступил на сардинский престол в 1849 г.; с 1861 г. он назывался Виктором-Эммануилом I, королём Италии. Сын его Умберто I — царствующий с 1878 г. второй король объединённой Италии.

СсылкиПравить

См . Cibrario, «Notizie sopra la storia dei principi di Savoia» (2 изд., Турин, 1866), «Origini e progressi della monarchia di Savoia» (2 изд., Флоренция, 1869), «Storia della monarchia di S.» (Турин, 1840—44); Canale, «Storia della origine e grandezza del real casa di S.» (Генуя, 1868). Belgiojoso, «Histoire de la maison de S.» (П., 1860); St.-Genis, «Histoire de S.» (Шамбери, 1869); Carutti, «Storia della diplomazia della casa di S.» (Турин, 1875—71), «Storia della Corte di S. durante la rivoluzione e l’impero franceso» (Турин, 1892); Bianchi, «La casa di S. e la monarchia italiana» (Турин, 1884); de-Gerbaix-Sonnaz, «Studi storici sul contade di S. e sul marchesato in Italia» (Турин, 1889—93); Gabotto, «Lo stato Sabaudo da Amadeo VIII ad Emmanuele Filiberto» (Турин, 1892); Sclopis, «Degli stau generali e d’altre istituzioni politiche di Piemonte e di Savoia» (Турин, 1851). См. также литературу при слове Сардиния.

СсылкиПравить

da:Savoyen

de:Savoyen en:Savoy es:Saboya et:Savoia fi:Savoiji fr:États de Savoie frp:Savouè io:Savoie-stati ja:サヴォイア nl:Savoye (land) nn:Savoie no:Savoie pl:Sabaudia sv:Savojen zh:薩伏依

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики