ФЭНДОМ

Файл:Rutil twin.jpg

Рутил - минерал. Химический состав ТiO2 (60 % титана и 40 % кислорода); почти всегда содержит примесь железа, обычны также примеси олова, ниобия и тантала.

Вид кристалловПравить

Тетрагональная сингония, кристаллы имеют большей частью призматический вид, Также в виде столбчатых, игольчатых и волосовидных кристаллов с главными простыми формами (110), (100), (120), (130), (230), (101), (111) и др. На концах кристаллов располагаются плоскости пирамид 1-го и 2-го рода. К этим формам иногда присоединяются ещё восьмигранные призмы. Иногда рутил имеет вид тонких иголок. Кристаллы нередко срастаются в двойниковом положении, двойниковой плоскостью служит (101). Двойниковое срастание нередко повторяется: образуются коленчатые двойники, иногда в виде замкнутого кольца. Характерны и тройники, сетчатые сростки двойников игольчатого рутила ("сагенит"). Кристаллы нередко изогнуты, имеют штриховку вдоль удлинения. Распространены также мелко- и крупнозернистые сплошные массы, в которых рутил часто ассоциирует с кварцем и ильменитом. Кристаллы обнаруживают совершенную спайность по плоскостям призм первого (110) и второго рода (100). Излом раковистый до неровного.

СвойстваПравить

Твёрдость 6-6,5. Цвет бурый, красный (гиацинтово-, кровяно-красный), жёлтый и жёлто-бурый, блеск металлический. Спайность совершенная по (110) и несовершенная по (100). Прозрачность большей частью незначительная, просвечивает в краях. Плотность 4,2-4,3. Под паяльной трубкой не плавится, в кислотах не растворяется.

Нахождение в природеПравить

Встречается в различных породах: кристаллических сланцах, в различных осадочных образованиях, в граните, особенно часто с кварцем, образуя в них включения. Включения рутила в кварце известны под названием "волосатик". Крупные хорошие кристаллы находятся в Армении (гора Капуджук), Георгии (Graves Mount), на Приполярном Урале и тд.
Pутил получен искусственно различными способами.

ПрименениеПравить

Природный рутил используют для выплавки ферротитана, изготовления титановых белил, изделий с высокой диэлектрической проницаемостью. Кристаллы искусственного рутила могут быть применены для изготовления выпрямителей, работающих при высокой температуре. Чистые кристаллы рутила с определёнными примесями, подобно рубину, могут использоваться в квантовых генераторах света.cs:Rutil de:Rutil en:Rutile es:Rutilo fa:روتیل fr:Rutile hu:Rutil it:Rutilo ja:金紅石 lt:Rutilas nl:Rutiel pl:Rutyl pt:Rutilo sk:Rutil sl:Rutil sv:Rutil zh:金红石

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики