ФЭНДОМ

Антон Рубинштейн
Страна

Flag of Russia Российская империя

Профессии

пианист, композитор, дирижёр, педагог

Инструменты

Фортепиано

Награды

D-PRU Pour le Mérite
Почётный гражданин Петергофа

Rubinstein Anton Grigorevich

А. Г. Рубинштейн и его подпись (гравюра, 1889)

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (16.11.1829, Выхватинец, Подольская губерния — 8.11.1894, Петергоф) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён[1]. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория[1]. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства[1].

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Биография Править

Антон Рубинштейн родился в селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики)[2]. Был третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец — Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн (1807—1846), происходил из Бердичева; с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (1827 — 30.09.1863) был купцом второй гильдии. Мать — Калерия Христофоровна Рубинштейн, урождённая Клара Лёвенштейн (или Левинштейн) (1807 — 15.09.1891, Одесса) — музыкант, происходила из прусской Силезии (Бреслау, впоследствии семья перебралась в Варшаву)[3].

Rubinstein N & A Postcard-1910

Братья Рубинштейны. Почтовая карточка (открытое письмо, 1910 год)

Младшая сестра А. Г. Рубинштейна — Любовь Григорьевна (1833—1903), преподаватель фортепиано музыкальных классов К. Ф. фон Лаглера — была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга.[4][5] Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (1841 — январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом.[6]

25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда — купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве.[7] Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827).[8] На семью перестали распространяться законы черты оседлости, и уже через год (по другим данным в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрёл дом на Ордынке, в Толмачёвом переулке, где родился его младший сын Николай.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана. Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже, где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию, Швецию, Германию и Австрию[9].

Проведя некоторое время в России, в 1844 Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852 ― появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он встречается с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники». 14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае 1855 года в одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.

Rubinstein repin

Портрет Рубинштейна работы Ильи Репина (1887)

Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя. На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно выезжая за границу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871—1872 гг. Рубинштейн руководил концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижировал, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским. Позже А. Г. Рубинштейн отмечал: «Заработок в Америке положил основание моему материальному обеспечению. До тex пор его не было; только после Америки я поспешил приобрести недвижимость — собственность — дачу в Петергофе». Его жена, Вера Александровна, выбрала участок с постройками в Большой Слободе Старого Петергофа, где находились также дачи принца Ольденбургского, княгини Оболенской, графа Игнатьева, барона Фенейвена и других известных государственных деятелей и влиятельных лиц аристократического общества. Земельный участок с постройками — на углу Знаменской улицы (ныне — улица Красных железнодорожников) и Ораниенбаумского спуска — было куплено у Б. А. Перовского, к которому имение перешло от скончавшейся в 1872 году Марии Алексеевны Крыжановской, вдовы коменданта Петропавловской крепости, урожденной Перовской[10].

Вернувшись в 1874 году в Россию, Рубинштейн поселился в Петергофе, занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882—1883 гг. он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885—1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

Рубинштейн умер 20 ноября 1894 года в Петергофе и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Благотворительная деятельность Править

Как пишет критик А. В. Оссовский, «денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал»[11].

Творчество Рубинштейна как пианиста Править

Антон Рубинштейн был уникальным самобытным пианистом, покорившим сердца многих своих современников. Его игру отличала большая мощь и необычайное умение создавать яркий художественный образ произведения. При этом созданию яркого целостного образа не мешали даже технические неточности, которые, по его собственному признанию, Рубинштейн во множестве допускал, — «полконцерта под рояль», как он иногда говорил про свою игру.[12] Так отозвался о его творчестве С. В. Рахманинов:

Рубинштейн был чудом в смысле техники, и всё же он признавался, что делал промахи. Возможно, они и были, но при этом он воссоздавал такие идеи и музыкальные картины, которые смогли бы возместить миллион ошибок. Когда Рубинштейн был чересчур точен, его исполнение теряло какую-то долю своего восхитительного обаяния. Я помню, как однажды на одном из концертов он играл «Исламея» Балакирева. Что-то отвлекло его внимание и, очевидно, он совершенно забыл сочинение, но продолжал импровизировать в манере балакиревской пьесы. Минуты через четыре он вспомнил остальную часть и доиграл до конца. Это очень раздосадовало его, и следующий номер программы он играл с предельной точностью, но, как ни странно, его исполнение потеряло чудесное очарование момента, в котором подвела его память. Рубинштейн был воистину несравненен, может быть даже и потому, что был полон человеческих порывов, а его исполнение — далёким от совершенства машины.[13]

Память Править

  • В Петергофе на Санкт-Петербургском проспекте, рядом со знаменитым парком, установлен бюст Рубинштейна.

Семья Править

Жена: Вера Александровна, урожденная Чикуанова (184111909). Их дети:

  • Яков (11.08.1866[14]—1902)
  • Анна (1869—1915)
  • Александр (1872—1893).

Адреса в Санкт-Петербурге Править

  • 1886 год — бельэтаж — Троицкая улица, 27;
  • 1887—1891 — доходный дом П. В. Симонова — Троицкая улица, 38.

Сочинения Править

Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):

  • «Потерянный рай»
  • «Вавилонская башня»
  • «Моисей»
  • «Христос» (до 2011 года считалась безвозвратно утраченной[15])
  • одна библейская сцена в 5 картинах — «Суламифь»,

13 опер:

Балет «Виноградная лоза», шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 романсов, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.

Среди литературных произведений — дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей», которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.

Литература Править

  • А. В. Оссовский. Антон Григорьевич Рубинштейн. [Некролог, РМГ, 1894, 12]. / В кн: А. В. Оссовский. Музыкально-критические статьи (1894—1912). — Л.: Музыка, 1971. — С. 20-28.
  • Алексеев А. Д. Антон Рубинштейн. — М.-Л.: Музгиз, 1945. — 45 с. — (Классики русской музыки).
  • Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т. 1—2. — Л.: Музгиз, 1957—1962.
  • На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. Баренбойм Л. А. — М.-Л., 1964.

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 Антон Григорьевич Рубинштейн. Музыкальный справочник: Композиторы:
  2. Фендейзен Н. Ф. «Антон Григорьевич Рубинштейн: очерк его жизни и музыкальной дѣятельности»
  3. Антон Григорьевич Рубинштейн, заметки к его биографии
  4. Сквирская Т. З. «Из неизданной переписки Антона Рубинштейна, хранящейся в Библиотеке Петербургской консерватории»
  5. Надгробие Л. Г. Вейнберг на Старом кладбище Одессы: Здесь же захоронена и мать пианиста Калерия Христофоровна Рубинштейн.
  6. Две музыкальные памятки: Н. Г. Рубинштейн и М. П. Мусоргский
  7. The Rubinsteins experience complete submersion
  8. Грустный юбилей
  9. Рубинштейн, Антон Григорьевич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  10. О вместительности дачи говорит такой факт, что на ней в 1856 году летом жили 150 воспитанников императорского сиротского института с 10-ю надзирателями.
  11. А. В. Оссовский. А. Г. Рубинштейн.
  12. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педа­гога. 5-е изд. — М.: Музыка, 1988.
  13. С. В. Рахманинов. Десять характерных признаковпрекрасной фортепианной игры
  14. Метрическое свидетельство о крещении 31. 08.1866 во Владимирской в придворных слободах церкви
  15. Правнук Рубинштейна нашёл и поставил потерянную оперу «Христос»

См. также Править

Ссылки Править

Предшественник:
Консерватория основана
Директор Петербургской консерватории
18621867
Преемник:
Николай Иванович Заремба
Предшественник:
Карл Юльевич Давыдов
Директор Петербургской консерватории
18871891
Преемник:
Юлий Иванович Иогансен

Новая статья Править

Комментарии к: Править

Внутренний поиск файла изображения по памяти Править

Внутренний поиск Править

Внешний поиск по URL Править

Можно также создавать ссылки, которые используют возможности данного расширения, но без самого поля на странице.

Например, http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&preload=Справка:Inputbox&action=edit откроет новую страницу «Тестовая страница» и загрузит в неё содержимое страницы Справка:Inputbox.

Можно открывать страницы с настраиваемым сообщением вверху страницы. Например: http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&editintro=Шаблон:Политика&action=edit загрузит пустую страницу с шаблоном Шаблон:Политика сверху окна редактирования.

Можно сочетать эти два параметра и открыть новую страницу с сообщением Шаблон:Политика вверху и содержимым Справка:Inputbox в загруженном окне: http://ru.community.wikia.com/index.php?title=Тестовая_страница&preload=Справка:Inputbox&action=edit&editintro=Шаблон:Политика

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики