ФЭНДОМ

Isbn-1-

International Standard Book Number Russia

Issn-1-

International Standard Serial Number Russia

Ismn-1-

International Standard Music Number Russia

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Росси́йская кни́жная пала́та» (РКП) — национальное библиографирующее агентство, осуществлявшее библиографический и статистический учёт выпускаемых на территории Российской Федерации изданий, архивное хранение изданий, проведение международной стандартной нумерации произведений печати и научные исследования в области книжного дела. В 2013 году РКП преобразована в Российскую книжную палату / филиал ИТАР-ТАСС.

Учреждение основано 27 апреля (10 мая) 1917 года в Петрограде. В 1920 году переведена в Москву на основании декрета СНК РСФСР.

Основные направления деятельностиПравить

По данным на апрель 2017 года в Российской книжной палате — филиале ИТАР-ТАСС — трудились 215 человек.[1]

Базой для государственной библиографической регистрации и статистики печати в РФ служат обязательные бесплатные экземпляры каждого издания, поступающего в РКП за счёт издателей (их стоимость относится к себестоимости продукции).

Ежегодно обработку в технологическом режиме проходят 0,7 — 1,2 млн изданий. Полученная информация доводится до потребителей (библиотек различного уровня и профиля, информационных органов, научно-исследовательских учреждений, архивов, редакций газет и журналов, издательств и пр.) путём распространения по подписке государственных библиографических указателей (летописей), карточек централизованной каталогизации, а также организации автоматизированного справочного обслуживания.

В качестве справочно-поискового аппарата используется постоянно пополняемый Генеральный алфавитный каталог, содержащий более 30 млн библиографических записей о произведениях печати, выпущенных в России с 1917 года. На сайте РКП доступен электронный каталог библиографических описаний изданий 1917 — 2017 годов объёмом более 2 млн записей. На РКП возложена обязанность получения за счёт издателей и распределения между основными фондодержателями (перечень которых утверждается в законодательном порядке, например, сейчас экземпляр каждого издания, поступившего в РКП, в установленном количестве должен оказаться в РГБ в Москве и в РНБ в Санкт-Петербурге) комплектов обязательных бесплатных экземпляров изданий и других документов. Один комплект после прохождения регистрации, библиографической и статистической обработки поступает на вечное хранение в Государственный архив печати РФ, входящий в состав РКП и представляющий собой наиболее полную коллекцию произведений печати, которые были выпущены в стране с 1917 года.

Государственные библиографические указателиПравить

К числу основных библиографических указателей РКП (т. н. летописей), охватывающих практически все виды изданий, относятся выпускаемые еженедельно «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей» и «Летопись газетных статей». Ежемесячно выходят летописи авторефератов диссертаций на соискание учёных степеней кандидатов и докторов наук, раз в два месяца — «Нотная летопись», «Летопись изоизданий», один раз в год — «Картографическая летопись».

Важное место среди библиографических указателей занимает ежегодник «Книги Российской Федерации». Кроме того, ежегодно выпускается указатель «Библиография российской библиографии», а также «Летопись периодических и продолжающихся изданий. Новые, переименованные и прекращённые изданием газеты и журналы». Данные государственного статистического учёта выпускаемой печатной продукции публикуются в официальном издании — «Печать Российской Федерации в … году», а также направляются для публикации в изданиях ЮНЕСКО «Statistical Yearbook» и «Index Translationum» (сведения о переводных изданиях).

Примечания Править

  1. Серафимов М. Век по полочкам // Журнал "Огонëк". — 2017. — № 16 (5463). — С. 10.

Литература Править

  • Власова Р. П. Научно-библиографический архив Российской книжной палаты // Библиография. - 2001. - №2, с. 88-93.
  • Десятая международная конференция по проблемам книговедения: К 85-летию РКП // Книжное обозрение. - 2002. - №21.
  • Российская книжная палата и издательство «Бук Чембэр Интернэшнл» представляют… // Образование и общество. 2002. № 1.
  • Фурсенко Л. И. Российская книжная палата // Библиотечная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Гриханов / Российская государственная библиотека. — М.: Пашков дом, 2007. — С. 875-876. — 1300 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-7510-0290-3.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики