ФЭНДОМ

1-2-

Светослав Рерих

Рерих Горбачев-1-

С.Н.Рерих, Р.М.Горбачёва, М.С.Горбачёв.

Святослáв Николáевич Рéрих (23 октября 1904, Санкт-Петербург30 января 1993, Бангалор) — один из ведущих идеологов рерихизма, русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства, почетный член Академии Художеств СССР (1978). Основные жанры картин — пейзажи, портреты, символические композиции.

Биография Править

Святослав (Светослав) Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Санкт-Петербурге в семье русского художника, деятеля искусств Николая Константиновича Рериха и его супруги Елены Ивановны Рерих. Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Школы Общества Поощрения Художеств, проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями.[1]

С 1913-го по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии Карла Мая, именно там он получил первые уроки рисования. В двенадцать лет Святослав уже помогал отцу, художнику Николаю Рериху натягивать на подрамники холсты и готовить краски. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам.

С 1916-го по 1918 год он вместе с семьёй живёт в Финляндии, где в 13-летнем возрасте пишет первый портрет отца.

Святослав Николаевич изучал археологию в Колумбийском и Гарвардский университетах США. Одним из его серьёзных увлечений была ботаника. Рано развился талант живописца. Ещё не было Святославу 15 лет, а он помогал отцу рисовать эскизы декораций и костюмов для постановки русских опер в лондонских театрах.[2]

В 19 лет, в 1923 году он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. В том же году впервые посетил Индию.

В 1924 году вернулся из Индии в США, где принимал активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат Юрий, находившиеся в Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром».[3]

Закончив учёбу, с 1931 года Святослав Николаевич постоянно проживает в Индии, переехав из США к своей семье. В Индии он принимает активное участие в её общественной и культурной жизни и всё больше времени отдает живописи. Он любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии Святослав Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах.[4]

SNR-Haggar 1933

Светослав Рерих с группой сотрудников Урусвати

Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Гималайского института научных исследований Урусвати, возглавлял работу естественно-научного отдела. В круг его интересов входили орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и её алхимические истоки, сравнительное религиоведение, философия, искусствознание, культурология, астрология. Он стал крупным знатоком фитотерапии, индо-тибетской медицины.[5] Художественное и литературное творчество Святослава Рериха, а также его исследовательская, педагогическая и общественная деятельность были связаны с идеями Агни Йоги.[1]

Святослав Рерих был похоронен в своей усадьбе «Татагуни» в Бангалоре.

Основные труды С. Н. Рериха Править

  1. Стремиться к Прекрасному: Сборник статей. — М.: МЦР, 1993. — (Малая Рериховская библиотека).
  2. Свет искусства: Сборник статей. — М.: МЦР, 1994. — (Малая Рериховская библиотека).
  3. Медлить нельзя! // Защитим имя и наследие Рерихов: Сборник статей. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. — Т. 1. — С. 90 — 91.
  4. Искусство и жизнь / Пер. с англ. Т. В. Кожевниковой, И. И. Нейч. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
  5. Письма: В 2 т. / Сост. Н. Г. Михайлова. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004—2005.
  6. К беседе с художникам: Сборник статей. — М.: МЦР, 2006. — (Малая Рериховская библиотека).
  7. Creative Thought: Articles. — Moscow: ICR, 2004.
  8. Art and Life. — Moscow: ICR, 2004.
  9. Врата в высшую жизнь: сборник статей / Пер. с англ., сост. Н. Г. Михайлова, И. И. Нейч. Комментарии и примечания И. И. Нейч. — М.: МЦР, Мастер-Банк, 2009. — 296 с.: ил.
  10. Индийская живопись: статьи, монография. — М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. — 440 с.: 382 ил., карт.

Творчество С. Н. Рериха Править

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 «Рёрих Святослав Николаевич» в Большой советской энциклопедии
  2. Скумин В. А., Ауновская О. К. Светоносцы. — Новочебоксарск: Терос, 1995. — С. 60-61. — 114 с. — ISBN 5-88167-004-3.
  3. Рерихи. Восток-Запад.— М: Государственный музей Востока, 2006. ISBN 5-9900336-9-9. с.22
  4. Святослав Рерих в энциклопедии Кирилла и Мефодия
  5. Скумин В. А., Бобина Л. А. Действенная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение "К Здоровью через Культуру", 2012. — С. 16. — 44 с. — ISBN 978-5-88167-039-9.

См. также Править