ФЭНДОМ

B40f3b16b9a1ea3cce7379781e3804b1--nicholas-roerich-nicholas-dagosto-1-.jpg

Матерь Агни Йоги

UN and Banner of Peace (Stamp)-1-.jpg

Символы ООН и рерихизма (почтовая марка)

Рерихизм (англ. Rerikhism, Roerikhism) — социально-философское учение и всемирное общественное движение, зарождённые Еленой Ивановной Рерих и Николаем Константиновичем Рерихом. Продолжателями начинаний основателей стали их сыновья — Юрий и Светослав, а также многочисленные последователи во всём мире.

Основоположники и их деятельностьПравить

Духовной сердцевиной рерихизма служит Агни Йога. Её наиболее значительные черты — космизм и универсализм — выражаются в трактовке любых феноменов человеческого бытия с точки зрения их космической значимости и взаимосвязи с бытием Вселенной.[1]

Елена РерихПравить

Helena Roerich-1-.jpg

Елена Ивановна Рерих

Елена Ивановна Рерих (1879 — 1955) — русский философ, писатель, общественный деятель, ведущий идеолог рерихизма. В XX веке создала в сотрудничестве с Учителями Востока (Махатмами) философское учение Агни Йога, назывемое также Учением Жизни, Живой Этикой. Духовное имя Е. И. Рерих на санскритеТара Урусвати. Именуется Матерью Агни Йоги.[2]

Родилась в семье известного Петербургского архитектора Ивана Шапошникова. Мать Елены принадлежала к древнему роду Голенищевых-Кутузовых, известному с XIII века. Выдающимися представителями рода были князь Михаил Кутузов, фельдмаршал Российской империи; Арсений Голенищев-Кутузов, поэт конца XIX века; Илья Голенищев-Кутузов, филолог и поэт; Модест Мусоргский, знаменитый композитор. Эта дворянская семья, отличалась не только своим благородством, но и высокими культурными традициями. Елена часто общалась с учёными, литераторами, композиторами, художниками, деятелями культуры того времени. Среди них — Владимир Бехтерев, Александр Блок, Михаил Врубель, Сергей Дягилев, Архип Куинджи, Валентин Серов, Владимир Соловьев, Владимир Стасов, Игорь Стравинский и др.[3]

В 1901 году Елена вышла замуж за Николая Рериха и стала его соратницей во всех общественных и культурных начинаниях. В 1920 году они основали Общество Агни Йоги (англ. The Agni Yoga Society) в Нью-Йорке.[4] Елена Ивановна приняла деятельное участие в героической трансгималайской экспедиции (1924 — 1928 гг.). После того, как семья Рерихов поселилась в Наггаре, расположенном в долине Кулу (Гималаи), был создан Гималайский институт научных исследований ''Урусвати''. Его почётным президентом стала Е. И. Рерих.

Годы жизни в Индии были временем самой интенсивной работы. Здесь она завершила большую часть книг серии Агни Йога. Опубликованы 14 томов этой серии. На титульных страницах томов не указан автор, поскольку Рерих считала, что данная священная мудрость не может быть чьей-то собственностью. Она признавала себя автором трех книг (опубликованны под псевдонимами): Основы буддизма (1927), Криптограммы Востока (1929), Знамя преподобного Сергия (1934). Елена Ивановна поддерживала активную переписку со многими приверженцами рерихизма из Европы, Азии и Америки. Два тома писем (Письма Елены Рерих) были опубликованы на русском языке в Риге в 1940 году. Она перевела на русский выдержки из книги Письма Махатм к А. Синнетту (англ. The Mahatma Letters to A.P. Sinnett), изданные под названием Чаша Востока, а также два тома Тайной доктрины (англ. The Secret Doctrine), которые Елена Блаватская издала на английском языке.

E-o-hoppe-nicholas-roerich-1-.jpg

Николай Константинович Рерих

Nehru Gandhi Roerich-1-.jpg

Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Николай Рерих, Мохаммад Юнус

Николай РерихПравить

Николай Константинович Рерих (1874 — 1947) — русский художник, писатель, археолог, философ, общественный деятель, ведущий идеолог рерихизма. Его духовное имя на санскрите — Фуяма. Он воспринимается последователями как духовный наставник — Гуру.[5]

В детстве Николай учился в знаменитой школе Карла Мая на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а затем одновременно (1893 — 1898 гг.) в Императорской Академии художеств и на юридическом факультете столичного Университета.[6]

Жизненный путь Рериха был воистину легендарным. В России он прожил, в целом, 42 года, в Индии — 20 лет, в США — 3 года, в Финляндии — 2 года, в Китае — 2 года, во Франции — 1 год, в Великобритании — 1 год, в Монголии 7 — 8 месяцев, в Тибете — полгода. Рерих дважды путешествовал по Центральной и Восточной Азии — в 1924 и 1934 гг. Своеобразным дневниками этих полных опасностями и удивительными событиями странствий стали книги «Сердце Азии» и «АлтайГималаи». Изданные во многих странах, они в немалой степени способствовали популяризации рерихизма, а также малоизвестной тогда на Западе культуры народов Востока.[7]

Юрий РерихПравить

Image003-1-.jpg

Юрий Николаевич Рерих

Юрий Николаевич Рерих (1902 — 1960) — русский учёный-востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, доктор филологических наук, профессор, директор Гималайского института научных исследований Урусвати, заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения АН СССР. Один из ведущих идеологов рерихизма. Его духовное имя на санскрите — Удрая.[8]

Старший сын Рерихов после окончания школы Карла Мая продолжил обучение в крупнейших университетах мира. В 1919 году окончил индо-иранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете, овладев санскритом и персидским языком; в 1922 году — Гарвардский университет в США со степенью бакалавра по отделению индийской филологии; в 1923 году завершил свое образование в Париже — в Школе восточных языков при Сорбонне, где получил учёное звание магистра индийской филологии. Состоял членом Королевского Азиатского общества в Лондоне.

Светослав Рерих Править

1-2-.jpg

Святослав Николаевич Рерих

Светослáв (Святослав) Николáевич Рéрих (1904 — 1993) — русский и индийский художник, литератор, естествоиспытатель, общественный деятель. Со временем он стал одним из ведущих идеологов рерихизма. [9] Духовное имя его на санскрите — Люмоу.

Младший сын Рерихов после окончания школы Карла Мая продолжил обучение в Колумбийском и Гарвардском университетах США. В Институте  «Урусвати» Светослав возглавил естественно-научный отдел.В сферу научно-исследовательской работы входили орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и её алхимические истоки, религиоведение, философия, искусствознание, культурология, астрология. Художественное и литературное творчество Святослава Рериха, а также его исследовательская, педагогическая и общественная деятельность были связаны с идеями Живой Этики.

Рерихизм как философское учение Править

Макрокосмос проявлен в видовом разнообразии материи и энергии. Физическая вселенная есть один из семи видов космического бытия. Каждый из шести других — более утончённый и своеобразно организованный.

Человек, как микрокосмос, содержит в своём потенциале все виды космической материи. Эти структуры представлены в организме соответствующими компонентами, именуемыми принципами, или началами. Таких материально-энергетических начал семь. Истинный человек есть духовная сущность, облекающаяся в тонкую и грубую плоть для обретения опыта в материальных мирах.

Процесс духовной эволюции (англ. Spiritual evoluton) есть восхождение духа через материю, раскрытие духовного потенциала внутри материальных оболочек, создаваемых на различных уровнях жизни. Благодаря толчкам извне и ответам на них изнутри привлечённый материал разной степени плотности оформляется в соответствующее тело, служащее проводником, носителем сознания.

Физическое тело эволюционно формировалось миллионы лет и продолжает развиваться. Оно вводит дух человеческий в соприкосновение с физическим миром. Более тонко устроенные проводники позволяют духовному (кардиальному) сознанию соприкасаться с астральным миром, проявляющимся через эмоции, страсти, чувства, желания, предчувствия, а также с ментальным — миром мыслетворчества.

Конструкция человека.jpg

Ноопсихофизическая конструкция человека по В. А. Скумину

Виктор Скумин обозначил семь принципов человеческого естества такими санскритскими терминами:

Us05-1.gif

Виктор Скумин, Гималаи

  1. Стхула
  2. Линга
  3. Прана
  4. Кама: Кама-Рупа, Кама-Манас
  5. Манас
  6. Буддхи
  7. Атма

Целостная духопсихофизическая конструкция организма человека, по В. А. Скумину, представлена на схеме Ноопсихофизическая конструкция человека.[10]

Рерихизм как планетарная общечеловеческая ценностьПравить

ImagesJ9E5SINB.jpg

Пакт Рериха и Знамя МираПравить

Пакт Рериха (лат. Pax Cultura, англ. The Roerich Pact), также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (англ. Treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historic Monuments (Roerich Pact) — первый в истории человечества международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной страны Северной и Южной Америки 15 апреля 1935 года в 12 часов дня. 3 сентября 1948 года Пакт был одобрен правительством Республики Индия.[11]

Images-3-.jpg

Характеризуя Пакт Рериха, А. А. Леонов[12] первый человек, вышедший в космос, дважды Герой Советского Союза писал:[13]

«Если мы поднимаем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. В этом и заключается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для планеты он обретает…».

Знамя Мира — символ Пакта Рериха, международного договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (15 апреля 1935 года). Этот знак был предложен для международного Пакта Рериха по охране культурных ценностей самим Николаем Константиновичем. По его мнению знак:

«Имеет огромную древность и встречается во всем мире, потому не может быть ограничен какой-либо сектой, религией или традицией, ибо он представляет эволюцию сознания во всех её фазах».

330px-Подписание Пакта Рериха в Белом Доме, Вашингтон, США. 15.04.1935-1-.jpg

Подписание Пакта Рериха в Белом Доме, Вашингтон. В центре Франклин Делано Рузвельт (FDR)

Рерих Горбачев-1-.jpg

Светослав Рерих, Раиса Горбачёва, Михаил Горбачёв

См. также Править

Примечания Править

  1. Н. Е. Самохина. Проблема человека в Агни-Йоге. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. философ. наук М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1994. - С. 3-4.
  2. Матерь Агни-Йоги. agniyoga.roerich.info. Проверено 26 мая 2017.
  3. Lewis Keizer. Nicholas and Helena Roerich. youtube.com. Проверено 22 мая 2017.
  4. Agni Yoga Society. agniyoga.org. Проверено 20 января 2015. Архивировано из первоисточника 3 мая 2016.
  5. "Фуяма — огненный гуру-покровитель духовного человечества" (2004). To Health via Culture 10: 31–34.  
  6. В.А. Скумин, О.К. Ауновская. — Светоносцы. — Новочебоксарск : Терос, 1995. — 114 с. — (Библиотека культуры здоровья. Серия : Учителя жизни ; вып. 1). — (К здоровью через культуру). — ISBN 5-88167-004-3.
  7. Aunovska, Olga (1985). "Seeds of fraternity". Ukraine 4: 14-15.  
  8. В. А. Скумин (2003). "Удрая — наш Духовный Наставник". To Health via Culture 9: 3–12.  
  9. Svetoslav Roerich. The artist who loved India’s soul. The Tribune (India) (24 October 2004). Проверено 26 мая 2017. Архивировано из первоисточника 27 мая 2017.
  10. Скумин В.А. Йога — путь самопознания. — Чебоксары: Кристалл, 19922. — 128 с. — ISBN 978-5-88167-038-2.
  11. Agni Yoga Society. agniyoga.org. Проверено 21 марта 2017. Архивировано из первоисточника 17 марта 2017.
  12. А. А. Леонов. Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — Москва: Барс, 2007. — С. 369. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
  13. Пакт Рериха.

Источники Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики