Викия

Наука

Расизм

22 030статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Padlock.svg
В связи с вандализмом редактирование этой страницы закрыто для незарегистрированных и новых участников.
С просьбой о снятии защиты обращайтесь на страницу Наука:Защита страниц.
Шаблон:Дискриминация

Слово имеет два значения

Определение

Жопа

Расизм (устаревш.)

Раси́зм (2) устаревшее — доктрина и идеология, утверждающие физическую и психическую неравноценность человеческих рас. Как следствие этого принадлежность человека к тому или иному антропологическому типу считается важной при определении его общественного положения. Считается устаревшим, поскоольку само понятие рас современная биология считает неопределенным. Внутри т. н. рас генетические и фенотипические различия больше, чем между т. н. расами и многие различия, считавшиеся расовыми, на деле оказались вызванными историческими, социальными или экономическими причинами.

Основные принципы расистской идеологии

1. Вера в превосходство одной, реже нескольких рас — над другими. Эта вера обычно сочетается с иерархической классификацией расовых групп.

2. Убеждённость в том, что превосходство одних и неполноценность других имеют биологическую или биоантропологическую природу. Этот вывод вытекает из веры в то, что превосходство и неполноценность неискоренимы и не могут быть изменены, например, под влиянием социальной среды или воспитания.

3. Вера в то, что коллективное биологическое неравенство отражается в общественном строе и в культуре и что биологическое превосходство выражается в создании «высшей цивилизации», которая сама по себе указывает на биологическое превосходство. Эта идея устанавливает прямую зависимость между биологией и социальными условиями.

4. Вера в законность господства «высших» рас над «низшими».

5. Вера в то, что есть «чистые» расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние (упадок, вырождение и т. д.)

Этимология и история понятия

Само слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими».

Основателем расистской теории принято считать Жозефа де Гобино, рассматривавшего исторический процесс с точки зрения борьбы рас. Различия в культурах, языках, экономических моделях и т. д. Гобино объяснял психическими особенностями рас их создателей. Наилучшей расой де Гобино считал нордическую, а величие древнегреческой и древнеримской цивилизаций объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками. В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбер Мемми.

Расизм в США

Расизм в США существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам. Жертвами расизма стали небелые коренные жители — индейцы — и негры-рабы.

Негры: от рабства до движения за гражданские права

До того как рабство в колониальной Америке стало полностью основываться на цвете кожи, тысячи африканских рабов обслуживали европейских колонистов совместно с белыми и индейскими рабами. Иногда негры после отработки срока рабства получали свободу и земельный надел, то есть становились землевладельцами.

В 1676 году началось восстание против губернатора Вирджинии и системы эксплуатации бедных колонистов богатыми землевладельцами которое возглавил Натаниэль Бэкон. После его смерти революция потеряла руководителя, но Бэкон получил широкую поддержку в среде рабов, и в результате они всё же добились того, что теперь только негры могли использоваться в качестве рабов, а белым были обещаны разные выгоды.

Эти решения положили начало длительному периоду «чёрного рабства», когда негры использовались для сельскохозяйственных работ, особенно в производстве хлопка и табака.

На Севере рабство было гораздо меньше распостраненно — обычно в виде домашних слуг.

Хотя Конгресс запретил привоз новых рабов из Африки в 1808 году, эта практика существовала как минимум ещё полвека. Рабство было номинально отменено в 1863 году Авраамом Линкольном, а фактически 13-й поправкой к Конституции США, которая была принята в 1865 году. Но и после отмены рабства расизм долго сушествовал в форме раздельного обучения, мест «только для белых», законов Джима Кроу и т. д.

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 60-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права, были приняты существенные политические и социально-экономические меры, обеспечивающие равенство и преодоление вековой пропасти, отделявшей афро-американцев, американских индийцев и другие меньшинства от мейнстрима американской жизни. Вместе с тем расизм и сегодня остается одной из самых горячих тем американской общественной жизни.

Расизм в ЮАР

В ЮАР расизм присутствовал в виде режима апартеида.

Бытовой расизм

Кроме расизма как идеологии, существует также «бытовой» расизм.

Граничащие с расизмом исследования

Есть очевидные факты неравноценности рас: когда в США негроидной расе были даны такие же права, что и белой, количество чёрных учёных мирового класса осталось небольшим, в то время как почти все легкоатлеты и боксёры мирового класса — именно негры. Подобные исследования рас (связанные именно с поиском научной истины, а не «высшей» или «низшей» расы) в настоящее время не поощряются.

Из этих исследований, разумеется, никоим образом не следует расовая дискриминация.

См. также

Ссылки

Логотип «Викицитатника»
В Викицитатнике есть страница по теме
Расизм

ar:عنصرية ast:Racismu bg:Расизъм bs:Rasizam ca:Racisme cs:Rasismus da:Racisme de:Rassismus el:Ρατσισμός en:Racism eo:Rasismo es:Racismo et:Rassism eu:Arrazismo fa:نژادپرستی fi:Rasismi fr:Racisme gl:Racismo he:גזענות hr:Rasizam hu:Rasszizmus id:Rasisme it:Razzismo ja:人種差別 ka:რასიზმი ko:인종 차별 lb:Rassismus lt:Rasizmas mk:Расизам nl:Racisme nn:Rasisme no:Rasisme pl:Rasizm pt:Racismo ro:Rasism scn:Razzismu sh:Rasizam simple:Racism sk:Rasizmus sr:Расизам sv:Rasism sw:Ubaguzi wa rangi tr:Irkçılık uk:Расизм vi:Phân biệt chủng tộc zh:种族主义

Викия-сеть

Случайная вики