ФЭНДОМ

Файл:Pyotr Semenov-Tyan-Shansky.jpg

Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (до 1906 года — Сёменов) (2 (14) января 1827 — 26 февраля (11 марта) 1914) — русский географ, статистик и общественный деятель.

Вице-председатель и глава Русского географического общества (с 1873) и Русского энтомологического общества (с 1889). Почётный член Петербургской Академии наук (1873). Член Государственного совета (1897).

В 18561857 годах исследовал Тянь-Шань. Инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию. В 1859—60 участвовал в качестве члена-эксперта в работе Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861. Организатор первой переписи населения России в 1897 году.

Биография Править

Родился в поместье около села Урусове, ныне Чаплыгинский район Липецкой области. До 15 лет воспитывался в деревне, развиваясь самостоятельно, с помощью книг семейной библиотеки; затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, а по окончании курса стал вольнослушателем в Санкт-Петербургского университета на физико-математическом факультете по отделу естественных наук.

Выдержав экзамен на степень кандидата, в 1849 году был избран в члены Императорского русского географического общества и с этого времени принимает постоянно самое деятельное участие в трудах общества, как секретарь отделения физической географии, потом как председатель того же отделения и, наконец, как вице-председатель общества (с 1873 г.).

В 1851 году совершил поездку в бассейны рек Оки и Дона, результатом которой было исследование: «Придонская флора в её отношениях с географическим распределением растений в Европейской России». Этот труд доставил ему степень магистра ботаники. В 1852 году Семёнов отправился за границу и 3 года слушал лекции в Берлинском университете, тогда же он напечатал «Ueber die Fossilien der Schlesischen Kohlenkalkes», в трудах германского геологического общества. Время, остававшееся от кабинетных занятий, было посвящено им многочисленным научным поездкам по Германии, Швейцарии, Тиролю и Италии.

Издав в 1856 году первый том перевода «Землеведения Азии» Kарла Риттера, с дополнениями, равными по объёму самому оригиналу, Семёнов предпринял, по поручение географического общества, экспедицию для исследования горной системы Тянь-Шаня, являвшейся тогда местностью недоступной для европейцев. В течение двух лет Сёменов посетил Алтай, Тарбагатай, Семиреченский и Заилийский Алатау, оз. Иссык-Куль, первым из европейских путешественников проник в Тянь-Шань и первый посетил высочайшую горную группу — Хан-Тенгри. На Иссык-Куле Семёнов искал упомянутый на каталанской карте христианский монастырь, отождествляемый в настоящее время с археологическим комплексом в Ак-булуне. В это время им были собраны богатые коллекции по естественной истории и геологии страны.

Предварительный отчёт о путешествии его был помещён в «Вестнике Императорского Русского Географического Общества» за 1858 год, а затем в 1867 году краткий обзор результатов путешествия появился в «Записках Императорского Русского Географического Общества» и в «Peterm. Mittheil.». Другие материалы были использованы при составлении дополнения ко II тому «Азии Риттера» и «Географо-статистического словаря Российской империи», изданных географическим обществом, под ближайшим руководством и при деятельном сотрудничестве Семёнова. В 1858 году Семёнов был приглашён принять участие в занятиях по крестьянскому делу, а в 1859 году сделан членом экспертом «Редакционных комиссий» и заведующим их делами. Как один из ближайших сотрудников Я. И. Ростовцева, он принимал деятельное участие во всех трудах по освобождению крестьян и составлению Положений 19 февраля 1861 года.

В 1864 году, в сотрудничестве с В. И. Мелдером, Семенов напечатал геологическое исследование о переходных пластах между девонской и каменноугольной системами в Средней России в «Bulletin de l’Acad. Imper. des Sciences».

В 1864 году назначен директором центрального статистеского комитета, которым пробыл 16 лет, а в 1875 году — председателем статистического совета, во главе которого стоял до 1897 года. За это время им устроена правильная система официальной статистики и произведен ряд работ по статистике (например «Статистика поземельной собственности в России» и ряд докладов на международных статистических конгрессах).

В 1882 году назначен сенатором 2-го (крестьянского) дпт. правит. сената. В 1873 году избран почётным членом академии наук.

Собрав богатейшую коллекцию картин фламандских и голландских художников XVI и XVII в., вторую по полноте в Европе (хранится в Эрмитаже), Семёнов издал обширный труд: «Этюды по истории нидерландской живописи».

В 1874 году он избран в почетные члены академии художеств. Участие в деятельности многих благотворительных обществ, в качестве их председателя, дало повод к нескольким статьям Семёнова по вопросам благотворительности.

В 1888 году Семёнов совершил поездку по Закаспийской области и Туркестану, результатом чего были обширные энтомологические коллекции, пополнившие его громаднейшее собрание насекомых, и статья: «Туркестан и Закаспийский край в 1888 г.». Кроме вышеупомянутых работ, Семёнов написал целый ряд статей и очерков по разным вопросам географии (например все введения к томам «Живописной России», выходившей под его редакцией) и все статьи по географии в «Энциклопедическом Словаре», выходившем в 1860-х годах. В 1893 году он участвовал в составлении сборника «Сибирь, Великая сибирская железная дорога», изданного министерством финансов для всемирной выставки в Чикаго, и в том же году написал статью: «Колонизационная роль России».

Продолжая редактировать издание «Азии» Ритгера, Семёнов в 1894 и 1895 годах выпустил два обширные тома, составляющее громадное дополнение или в сущности совершенно новый труд по географическому описание Забайкалья, в котором самому Семенову принадлежит немалая доля. Когда же вышло в свет «Описание Амурской области» Г. Е. Грум-Гржимайло, составленное по поручению министерства финансов, при чём многие главы были написаны Семёновым.

В 1895 году был отпразднован 50-летний юбилей Императорского Русского Географического Общества, по поводу которого Семёнов написал «Историю полувековой деятельности географического общества» (3 т.).

В 1896 году Семёнов организовал сибирский отдел нижегородской всероссийской выставки, был организатором окраинного отдела на всемирной выставке в Париже.

Первая всеобщая перепись России, совершенная в 1897 году, была подготовлена и выполнена под главным руководством Семёнова, напечатавшего по этому случаю статью: «Характерные выводы из первой всеобщей переписи».

С 1899 года начал выходить новый обширный труд «Россия», редактируемый В. П. Семёновым под общим руководством Семёнова. С 1897 года Семёнов состоял членом государственного совета, присутствуя в департаменте законов.

Умер в Петербурге 26 февраля (но новому стилю 11 марта) 1914 года от воспаления легких на 88 году жизни..

В честь него назван ряд географических объектов в Средней и Центральной Азии, на Кавказе, Аляске и Шпицбергене и около 100 новых форм растений и животных. Географическое общество Союза ССР учредило золотую медаль им. Семенова-Тян-Шанского.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики