ФЭНДОМ

Wikitext-ru
Эту статью следует викифицировать.

Пётр Иванович Рычков (17121777) — российский чиновник, географ и краевед.

БиографияПравить

Приехав по торговым делам своего отца в Москву, Р. выучился иностранным языкам и бухгалтерии; управлял казенными ямбургскими и жабинскими стеклянными заводами; позже заведовал Оренбургской губернской канцелярией. При первых начальниках края он, по его собственному выражению, «был употребляем к самонужнейшим военным делам». Неплюев считал его своим главным помощником и разрабатывал с ним разные проекты; для проведения, например, проекта о торговле России с Индией он посылал Р. в СПб. В конце жизни Р. был «главным правителем оренбургских соляных дел», а при Панине управлял и «заграничными делами и инородцами в крае». Первыми его литературными трудами были составленные «для правительственных целей»: «Описание города Оренбурга» (1744) и «Краткое известие о татарах…» (1745). Напечатано академией наук только первое. Затем в «Ежемесячных Сочинениях» Миллера появились его «Письма о коммерции» (1755 и 1757), «История об оренбургской комиссии» (1758) и «Письма к издателю о титуле Белого Царя» (1763). В «Сочинениях и переводах, к пользе и увеселению служащих», были напечатаны следующие произведения Р.: «Письма о земледельстве в Казанской и Оренбургской губерниях» (1758) и «История Оренбургская» (1759), переизданная в 1896 г. оренбургским статистическим комитетом. Она представляет собой по преимуществу обзор административных распоряжений, но сохраняет свою ценность для истории края и до сих пор, как содержащая множество важных документов, из которых иные не попали в Полное Собрание Законов. Важнейший труд Р. — «Оренбургская топография» (1762). Паллас перевел её в 1770 г. на немецкий язык, а в следующем году она напечатана в известном «Magazin’е» Бюшинга (V и VI ч.). Отдельно издал Р. ещё «Опыт казанской истории древних и средних времен» (СПб., 1767) и «Введение к астраханской топографии» (СПб., 1774). Как член вольно-экономического общества, Р. поместил в его «Трудах» целый ряд статей, из которых наиболее любопытно: «Описание илецкой соли, с подробным планом Илецкой защиты» (ч. XX, 1772 — первое описание илецкого соляного промысла). Его «Записки о Пугачевском бунте» напечатанные в «Истории Пугачевского бунта» Пушкина. Переписка Р. с академиком Миллером содержит в себе массу сведений исторических, топографических, естественноисторических и др. об Оренбургском крае. Автобиографические «Записки» Р. имеют частный, семейный характер.

Старший сын Р., Андрей, был полковником и комендантом города Симбирска; защищая последний от пугачевцев, пал в 1774 г., 34 лет от роду. Второй сын Р., Николай (17461784), был адъюнктом Императорской академии наук и известен своими «Записками». Он принял участие в экспедиции Палласа, объездил в 17691770 гг. большую часть губерний Казанской, Оренбургской, Уфимской, Вятской и Пермской и составил их описание, напечатанное в 1770—72 гг. академией, под заглавием: «Журнал или дневные записки путешествия капитана Р. по разным провинциям Российского государства». В 1772 г. академия наук издала и другой труд Р.: «Дневные записки путешествия в Киргиз-Кайсацкую степь в 1771 г.». С 1772 г. Р. состоял «на Ахтубе в новозаводимых там шелковых заводах главным директором».

Ср. «Сборник исторических и статистических материалов о Симбирской губернии» (стр. 127—142, Симбирск, 1868); Пекарский, «Сношения П. И. Р. с академией наук в XVIII столетии» (СПб., 1866); его же, «Жизнь П. И. Р. и его литературная деятельность» («Сборник статей, читанных во втором отделении академии наук», т. II, 1869); Витевский, «Неплюев и Оренбургский край» (вып. II).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики