ФЭНДОМ

Пять хороших императоров — пять последовательно правивших римских императоров из династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий. За время их правления (96180 н. э.), которое отличалось стабильностью и отсутствием репрессий, Римская империя достигла своего наивысшего расцвета. Термин введён Э. Гиббоном (англ. Five Good Emperors).

Во внутренней политике было достигнуто примирение императоров с сенатом. Сенаторы не подвергались репрессиям и земельным конфискациям. Сенат активно пополнялся провинциальной знатью и в значительной степени утратил свои старые аристократические традиции. Окончательное признание получил самодержавный взгляд на императорскую власть. Во внешней политике империя достигла своего максимального расширения. При Траяне в результате победоносных войн с даками и Парфией были присоединены Дакия, Аравия, Армения и Месопотамия. Однако уже Адриану от последних двух провинций пришлось отказаться и перейти от наступления к обороне на границах.

Наследование власти обеспечивалась бескровным путём. Каждый император при жизни усыновлял себе преемника, который выбирался им с одобрения сената и армии из числа авторитетных военачальников или администраторов. Марк Аврелий нарушил этот принцип, провозгласив соправителем своего родного сына — Коммода, который оказался не способен управлять страной. Своими тираническими действиями он вызвал всеобщую ненависть и был убит в 192 году. После этого Рим был ввергнут в долгую череду войн между различными претендентами на трон. (см. кризис III века и солдатские императоры).

Римские историки, которые чётко делили всех императоров на «хороших» и «плохих», относили Антонинов к числу хороших и составили их биографии исключительно в хвалебных тонах. Нерве, по выражению Тацита, удалось соединить несоединимое — принципат и свободу. Траян стал для римлян мерилом успеха, последующим императорам желали походить на него. Антонин носил прозвище Пий — Благочестивый. А Марк Аврелий воплотил идеал правителя — став философом на троне.

Современные исследователи, соглашаясь со многими фактами, тем не менее склонны с большей осторожностью превозносить данную эпоху, поскольку вся сохранившаяся о ней информация отражает точку зрения лишь высшего слоя римского общества.

Марк АврелийАнтонин ПийАдрианТраянНерва

Шаблон:Эпохи римских императоровbs:Pet dobrih careva ca:Els cinc bons emperadors cs:Adoptivní císaři de:Adoptivkaiser en:Five Good Emperors es:Emperadores Antoninos eu:Antoniar leinu fr:Antonins (Rome) gl:Cinco bos emperadores hr:Pet dobrih careva ja:五賢帝 ko:네르바-안토니누스 왕조 nl:Adoptiefkeizers pl:Pięciu dobrych cesarzy pt:Cinco bons imperadores sh:Pet dobrih careva sr:Пет добрих царева zh:五贤君

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики