ФЭНДОМ

Пьезокварц — бесцвеные или окрашенные кристаллы кварца и их обломки и галька, в какой-либо части имеющие области, не содержащие включений посторонних минералов, газа, жидкостей, трещин, свилей и двойников.

ИспользованиеПравить

Применение пьезокварца основано на его пьезоэлектрических свойствах (прямой и обратный пьезоэффект. Широко применяется в радиотехнике, ультразвуковой гидроакустике и дефектоскопии, при изучении свойств газов, жидкостей и твёрдых тел, в пьезометрии для измерения давлений, ускорений сил, вибраций и т.п. Пластинки из пьезокварца используются при изготовлении пьезоэлектрических резонаторов - стабилизаторов и фильтров радиочастот, фильтров телефонирования и телеграфирования, а также в пьезометрических звукоснимателях, пьезоэлектрических микрофонах, громкоговорителях, маномерах,в акселерографах и др. Чистые, бездефектные кристаллы кварца (горный хрусталь), обладающие высокой прозрачностью в ультрафиолетовых лучах, используются в оптике (см. Кварц оптический). Кристаллы прозрачного кварца с ограниченным количеством дефектов служат сырьём для изготовления специального кварцевого стекла.

Геология и генезис (происхождение)Править

Наиболее крупные скопления пьезокварца встречаются в полостях (хрусталеносных погребах), приуроченных к кварцевым, кварц-полевошпатовым и кварц-карбонатным жилам, а также к кварцевым обособлениям в гранитных пегматитах камерного типа. Известны крупные россыпные месторождения пьезокварца. Образование кристаллов связано главным образом с гидротермальными и гидротермально-метасоматическими процессами. Пьезокварц в больших количествах получают искусственно.

Технические требованияПравить

Наличие в кристаллах монокристальной бездефектной области (монообласти), пригодной для изготовления монокварцевей пластинки любого направления среза с размерами не менее 12 х 12 х 1,5 мм. Процентным выходом монообласти определяется сортность пьезокварца.

ЛитератураПравить

Геологический словарь, Т. 1. — М.: Недра, 1978. — С. 159.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики