ФЭНДОМ

Wikitext-ru
Эту статью следует викифицировать.

Биография Править

Иван Иванович Пущин (1789—1859) — декабрист.

Прослужив короткое время, по окончании курса в Царскосельском лицее, в гвардейской конной артиллерии, Пущин принял звание судьи московского надворного суда, хотя эта служба в глазах тогдашних дворян считалась унизительной. Это, между прочим, подало повод Пушкину, который считала Пущин своим лучшим товарищем, сказать ему в своем стихотворении «19 октября» (1825):

«Ты, освятив тобой избранный сан

Ему в очах общественного мненья

Завоевал почтение граждан».

Тотчас же после выхода из лицея Пущин вступил в первое тайное общество, основанное в 1817 г., и был одним из деятельных его членов. Верховный уголовный суд 1826 г., признав его «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», — приговорил его к смертной казни, которая заменена была пожизненной каторгой. По прошествии 20 лет он был поселен сначала в Туринске (где Пущин, по показаниям местных властей, «ничем, кроме чтения книг, не занимался»), а потом в Ялуторовске (здесь он пристрастился к сельскому хозяйству). Возвращен из ссылки в 1856 г. От него остались «Записки о дружеских связях с А. С. Пушкиным» (в «Атенее», 1859, ч. II, № 8) и «Письма из Ялуторовска» (1845) к Энгельгардту, сообщающие сведения о его жизни там, о товарищах, о самом Ялуторовске и его жителях и т. п. (в «Русском Архиве», 1879, III т.). Пушкин в 1826 г. написал Пущину послание, исполненное необычайной теплоты и полученное им в Чите только через два года. В последний раз упоминает о нем великий поэт в 1827 г., в стихотворении «19 октября».

Дом Пущина Править

По адресу ул. Мойка дом № 14 расположено историческое здание, связанное с жизнью и деятельностью одного из лучших, благороднейших людей России XIX века — Ивана Ивановича Пущина . Участок этого дома в XVIII веке принадлежал адмиралу Петру Пущину, от него перешел к сыну — генерал-инденданту. В этом доме прошли детские годы внука старого адмирала, ближайшего друга А. С. Пушкина — И. И. Пущина.

С 1817 года Пущин был деятельным членом тайных (в будущем — декабристских) организаций. В этом доме на квартире Пущина часто собирались будущие декабристы. Здесь Пущин принял в Северное общество К.Ф. Рылеева. Здесь в октябре 1823 года состоялось совещание, на котором была избрана Дума Северного общества (Северное тайное общество). Пущин принял деятельное участие в восстании 14 декабря 1825 года на Сенатской площади и остался невредимым лишь по счастливой случайности — надетый им в тот день плащ деда-адмирала был пробит множеством пуль и картечью.

На следующий день после поражения восстания сюда, на Мойку, к Пущину приехал его соученик по Лицею Горчаков (Горчаков, Владислав Николаевич), привез заполненный заграничный паспорт, уговаривал Пущина немедля бежать из Петербурга на отходившем в этот день пироскафе (пароходе). Но Пущин отказался спасаться бегством, ответил Горчакову, что считает постыдным избежать участи, ожидавшей товарищей по восстанию. И в тот же день, 15 октября, Пущина арестовали в этом доме на Мойке. Он был приговорен к смертной казни, замененной 20-летней каторгой."Мой первый друг, мой друг бесценный!",- обращался Пушкин к Пущину в стихах, посланных в далекие сибирские рудники…

Брат И. И. Пущина Михаил после смерти отца (1842 год) вступил во владение домом № 14. В 1840-х годах фасад здания был перестроен по проекту академика архитектуры Д. Т. Гейденрейха. Теперь в этом историческом месте, в минуте ходьбы от Эрмитажа и Дворцовой площади,расположена гостиница «Пушка Инн». Здание гостиницы — памятник архитектуры XVIII века (дом Ивана Пущина).

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики