ФЭНДОМ

Us1

Профессор В. А. Скумин (в центре группы). Катманду

Психотренинг по Скумину (англ. Skumin mind control method) — метод медитативный психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, созданный В. А. Скуминым в 1978 году.

История создания Править

Впервые текст и описание метода опубликованы в 1979 году в научно-популярной форме в пятом номере широко известного в то время киевского республиканского журнала Знання та праця (русск. Знание и труд). Статья вызвала живой интерес как в научных кругах, так и в СМИ.[1]

Апробация проводилась в Киевском ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательском институте туберкулёза и грудной хирургии имени академика Ф. Г. Яновского в рамках разработки системы медицинской реабилитации пациентов кардиохирургического профиля. Научным руководителем программы был профессор Н. М. Амосов.[2][3]

В 1980 году В. А. Скумин был приглашён на кафедру психотерапии Украинского института усовершенствования врачей, где преподавал до 1990 года. За этот период метод был усовершенствован и адаптирован для применения различными контингентами больных и здоровых людей.[4][5]

В. А. Скумин, успешно защитив кандидатскую и докторскую диссертации во Всесоюзном ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательском институте общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (г. Москва), обучил психотренингу сотни врачей различных специальностей на кафедре психотерапии и в различных регионах СССР, где участвовал в проведении выездных учебных циклов института.[6][7][8]

Описание метода Править

Апробация вариантов обучения психотренингу была начата Скуминым В. А. в семидесятых годах ХХ столетия в Клинике сердечной хирургии (руководитель — Н. М. Амосов) Киевского НИИ туберкулёза и грудной хирургии имени Ф. Г. Яновского. Была доказана эффективность метода у столь сложного контингента пациентов, какими являются больные кардиохирургического профиля. Под руководством специалиста многие из них смогли научиться управлять определёнными функциями нервной и других систем организма, что позитивно сказалось на их здоровье и трудоспособности.[9]

В дальнейшем психотренинг по Скумину с успехом стали использовать в комплексном лечении и реабилитации людей, страдающих различными психическими и соматическими заболеваниями, а также для самовоспитания и самосовершенствования, нивелирования характерологических изъянов у взрослых и подростков.[10][11][12][13][14][15][16][17][18] [19][20][21][22]

Психотренинг по Скумину состоит из пяти упражнений:

  1. «Релаксация» — последовательное расслабление мышц ног, рук, туловища, шеи, головы. Особое внимание уделяется релаксации кистей, спины, лица, избыточное напряжение которых наиболее выражено у данного контингента.
  2. «Тепло» — вызывается в ногах, руках, солнечном сплетении, шее, голове. Пациенты с пороками сердца страдают от зябкости, холода в периферических участках. Устранение неприятных ощущений помимо непосредственного позитивного эффекта, способствует активации личности в борьбе с болезнью.
  3. «Парение, невесомость» — используются формулы, вызывающие ощущения парения, невесомости, «растворения» тела. После овладения этим упражнением уменьшаются боли, разбитость, тяжесть, характерные для таких больных, улучшается их самочувствие, настроение.
  4. «Целевое самовнушение» осуществляется в состоянии аутогенного погружения. Формулы целевого самовнушения составляются совместно врачом и пациентом в чёткой, краткой, однозначной форме. Они направлены на укрепление духовно-нравственного и психофизического здоровья, на выработку адекватного отношения к работе имплантантов, нормализацию сна, коррекцию характерологических отклонений, преодоление страхов, тревожности, мобилизацию личностных ресурсов.
  5. «Активация» — проводится с помощью формул и представлений, способствующих выходу из состояния медитативного погружения. Подчёркивается, что организм зарядился энергией, силой и это способствует восстановлению здоровья, дальнейшему улучшению состояния.

Психотренинг и музыкотерапия Править

В. А. Скумин в своих публикациях указывает, что достижению нужного психоэмоционального состояния способствуют музыкальные произведения из классического и современного репертуара. При этом тренирующийся может самостоятельно подобрать наиболее подходящую для него музыкальную тему для каждого из упражнения. К примеру:

См. также Править

Примечания Править

  1. Скумiн В. А. Азбука психологiчного загартування // Знання та праця. — 1979. — № 5. — C. 20-21
  2. Скумин В. А. Психотерапия и психопрофилактика в системе реабилитации больных с протезами клапанов сердца. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. мед. наук. — Харьков, 1980. — 17 с.
  3. Амосов Н. М., Бендет Я. А. Реабилитация оперированных по поводу болезней сердца // Терапевтические аспекты кардиохирургии. — Киев: Здоров’я, 1990. — С. 265. — 5000 экз.
  4. История кафедры. Кафедра психотерапии ХМАПО. Новости украинской психиатрии. Проверено 12 октября 2017. Архивировано из первоисточника 19 июня 2012.
  5. Харьковская школа психотерапии
  6. Сергеева Н. Л. Психотренинг по Скумину
  7. Is it possible to cure Skumin syndrome?
  8. Степанов Е. Г. Психотерапия в условиях курорта // Санаторно-курортное лечение: Учебное пособие. — Харьков, 2006. — С. 317-327.
  9. Филатов А. Т., Скумин В. А. Психопрофилактика и психотерапия в кардиохирургии. — Киев: Здоровье, 1985. — С. 36. — 72 с.
  10. Филатов А. Т., Мартыненко А. А., Скумин В. А. и др. Система психотерапии в комплексе санаторно-курортного лечения больных, перенесших инфаркт миокарда: методические рекомендации. — Харьков, 1984. — 28 с. — 1000 экз.
  11. Филатов А. Т., Скумин В. А. Психопрофилактика и психотерапия в кардиохирургии. — Киев: Здоровье, 1985. — 72 с. — (Библиотека практического врача). — 5000 экз.
  12. Скумин В. А. Медицинская психология и психотерапия в системе реабилитации детей и подростков с хронической патологией органов пищеварения: методические рекомендации. — Харьков, 1985. — 27 с.
  13. Сердюк А. И., Скумин В. А., Фастовец А. М. Психотерапия, психогигиена, психропрофилактика в учреждениях семейного отдыха: методические рекомендации. — Харьков, 1985. — 70 с.
  14. Скумин В. А., Апарнев С.В. Психофизическая лечебно-профилактическая гимнастика. — Геленджик, 1985. — 136 с.
  15. Лукьянова Е. М., Белоусов Ю. В., Филатов А. Т., Скумин В. А. Использование психотерапии в комплексном лечении хронических заболеваний пищеварительной системы у детей: методические рекомендации. — Киев: Министерство здравоохранения УССР, 1986. — 19 с.
  16. Белоусов Ю. В., Скумин В. А. Психотерапия в детской гастроэнтерологии. Учебное пособие. — Москва: Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей, 1987. — 115 с. — 1000 экз.
  17. Скумин В. А., и др. Диагностика и лечение пограничных психических нарушений у детей с хроническими болезнями желудочно-кишечного тракта: методические рекомендации. — Харьков, 1988. — 26 с.
  18. Скумин В. А. Немедикаментозные методы терапии в детской гастроэнтерологии: методические рекомендации. — Харьков, 1988. — 119 с. — 2000 экз.
  19. Скумин В. А., Кадук Г. И. Исследование психического статуса больных на психотерапевтическом приёме: методические рекомендации. — Харьков, 1990. — 23 с. — 1000 экз.
  20. Скумин, Виктор Андреевич. Психологические и психотерапевтические аспекты работы в учреждениях семейного отдыха: методические рекомендации. — Харьков, 1990. — 40 с.
  21. Скумин В. А. Искусство психотренинга и здоровье. — Харьков, 1993. — 32 с. — ISBN 5-86389-002-9.
  22. Скумин В. А., Бобина Л. А. Пропедевтика культуры здоровья. Учебник. — Новочебоксарск: Терос, 1994. — 192 с. — 500 экз.

Литература Править

  1. Скумин В. А. Искусство психотренинга и здоровье. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 1993. — 32 с. — ISBN 5-86389-002-9.
  2. Скумин В. А., Бобина Л. А. Пропедевтика культуры здоровья. Учебник. — Новочебоксарск: Терос, 1994. — 192 с. — ISBN 5-88167-002-7.
  3. Скумин В. А. Психотерапия и психопрофилактика в системе реабилитации больных с протезами клапанов сердца. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. кандидата медицинских наук. — Харьков: Здоров’я, 1980. — 17 с.