ФЭНДОМ

Us25-4

Виктор Скумин / Victor Skumin

Психическая составляющая соматической болезни (англ. concept of the mental constituent of a chronic somatic disease) — понятие, введённое в научный лексикон и научную литературу В. А. Скуминым в 1980 году. Психическая составляющая, по Скумину, включает в себя всё многообразие изменений в психической сфере, которые сопровождают соматическое заболевание либо обусловлены им, и требуют не меньшего, а порою даже большего к себе внимания, чем сам телесный недуг, как в плане клинико-психиатрической квалификации особенностей психической деятельности, так и своевременного проведения лечебно-профилактических мероприятий.

Структура психической составляющей Править

В структуру психической составляющей входят:

  • Внутренняя картина болезни — сложная система отношений пациента к заболеванию и его лечению, к окружающим, к собственной личности, к учёбе и работе, к будущему, к своим витальным функциям, в целом к жизни, которая рассматривается сквозь призму болезни.[1]
  • Соматогенные пограничные психические расстройства, находящиеся в динамической связи с телесным заболеванием[2][3]
  • Психогенные пограничные психические расстройства, находящиеся в динамической связи с телесным заболеванием[4]
  • Характерологические реакции на болезнь и проводимые лечебные мероприятия[5]
  • Патохарактерологические реакции на болезнь и проводимые лечебные мероприятия[6]
  • Акцентуации личности (у детей — акцентуации характера).[7][2]

Коррекционные мероприятия Править

Коррекции изменений психической сферы пациентов способствуют эффективное лечение соматического заболевания способствуют специальные методы психотерапии, психопрофилактики, психогигиены, в частности, психотренинг по Скумину.

См. также Править

Примечания Править

  1. Скумин В. А. Патоморфоз общих неврозов при хронических болезнях пищеварительной системы у детей и подростков // Неврозы у детей и подростков : Тез. докл. Всесоюз. конф.. — Москва: 1986. — С. 161-164.
  2. 2,0 2,1 Скумин В. А. Пограничные психические расстройства у детей и подростков с хроническими болезнями пищеварительной системы (клиника, систематика, лечение, психопрофилактика). Автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора медицинских наук. — Москва, 1989. — 48 с. The European Library: Identifier 000081138.
  3. Skumin V. A. Borderline mental disorders in chronic diseases of the digestive system in children and adolescents // Zhurnal nevropatologii i psikhiatrii imeni SS Korsakova. — 1991. — № 8. — С. 81—84.
  4. Skumin syndrome. Kult-zdor.ru. Проверено 19 ноября 2014. Архивировано из первоисточника 18 апреля 2016.
  5. Ruzza, Andrea Nonpsychotic mental disorder after open heart surgery. Asian Cardiovascular and Thoracic Annals. Aan.sagepub.com (16 October 2013). Проверено 19 ноября 2014. Архивировано из первоисточника 4 октября 2015.
  6. Skumin, V. A. (1982). "Nonpsychotic mental disorders in patients with acquired heart defects before and after surgery (review)". Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова 82. OCLC 112979417.  
  7. Скумин В.А. Патоморфоз общих неврозов при хронических болезнях пищеварительной системы у детей и подростков // Неврозы у детей и подростков : Тез. докл. Всесоюз. конф.. — Москва: 1986. — С. 161-164.

Литература Править