ФЭНДОМ

Психиатрическое литературоведение — анализ литературного текста с точки зрения выраженности в нем отклонений психопатологического плана.

Различается психиатрический анализ персонажей (К.Леонгард, В.П. Руднев) и психиатрический анализ всего текста (В.П. Белянин). При психиатрическом анализе текста выделяются следующие типы текстов, каждый из которых является опосредованных продуктом порождения определённой акцентуации:

Каждый из этих типов текстов обладает системностью, которая задается системностью эмоционально-смысловой доминанты.

ИсторияПравить

Психологический анализ литературных произведений восходит к исследованиям З.Фрейда, Альфреда Адлера и других представителей школы психоанализа.

В России представлен, в частности, работами профессора Сегалина и Н.Рубакина.

Ограничения подхода Править

Методы психиатрического литературоведения вызывают критику со стороны традиционного литературоведения, указывающего, что литературное произведение не является непосредственным выражением авторской личности, а опосредовано в процессе своего создания существующими рамками жанров, стилей, литературных направлений и т. п. — а потому любые умозаключения от текста к личности автора в профессиональной литературе весьма проблематичны.

Кроме того, предложенный подход вызывает критику со стороны тех, кто считает, что анализировать произведение «гения» методами, имеющими хоть какое-то отношение к психиатрии, нельзя. Это трактуется как «очарование психиатрией». Работы профессора Сегалина, Ломброзо, Рубакина и др. с этой же позиции считаются неверными. Иными словами, сам подход признается заведомо ложным и приравнивается к графологии без учёта того, что он реально позволяет обнаружить.

С этой же позиции размежевания психиатрического и психологического подхода к психике данный подход трактуется как неправильрный. При этом ему противопоставляются работы Л.С. Выготского и С. Эйзенштейна, которые анализирировили преимущественно психологию формы вне связи с психикой его создателя.

Литература Править

  • Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1988.
  • Белянин В.П. Введение в психиатрическое литературоведение. Мюнхен: Verlag Otto Sagner/ Specimina Philologiae Slavicae. Band 107. 1996. - 281 c. (на русском языке).
  • Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: (Модели мира в литературе). М.: Тривола, 2000. - 247 с.
  • Гиндин В.П. Психопатология в русской литературе. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 224 с.
  • Белянин В.П. Психологическое литературоведение. М.: Генезис, 2006. [[1]]

См.также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики