ФЭНДОМ

Прокл Диадох (греч. Πρόκλος ὁ Διάδοχος, лат. Proclus) [ 8 февраля, 41217 апреля, 485 ] — греческий философ, глава школы неоплатонизма, «великий схоласт» античности, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета.

Родился в Константинополе, в семье судебного чиновника Патриция и Марцеллы, оба ликийцы. Учился грамматике в родном городе родителей, Ксанфе в Ликии, затем в Александрии Египетской изучал римское право, но после путешествия в Константинополь увлекся философией. Прокл стал изучать философию и математику в Александрии, но вскоре почувствовал, что перерос учителей. В возрасте 20 лет, в начале 431 г. отправился в Афины, где вступил в Платоновскую академию, которую тогда возглавлял Плутарх. Плутарх быстро распознал даровитого юношу и приблизил к себе. Марин из Самарии рассказывает о таком случае:

«Когда Плутарх заметил, что Прокл очень строго избегает мясную пищу, он посоветовал тому не ударяться в крайность, чтобы поддерживать силы, достаточные для труда и бодрого духа. Он даже попросил философа Сириана подтвердить совет насчет питания, на что Сириан ответил: „Пусть он познает то, чего я желаю, следуя такой строгой диете; и кроме того, если он настаивает на ней, не мешайте ему умереть.“»
После смерти Плутарха в 433 г. академию возглавил Сириан, а после смерти Сириана в 437 г. во главе академии с 800-летней историей встал Прокл.

Из-за угрозы преследований со стороны воинствующих христиан, язычник Прокл скрывался год в Лидии, но потом возвращается. Философ написал 18 диалектических доказательств против христианства, однако в те времена инакомыслящих не сжигали, а возразили Проклу словом, опровергнув его доказательства (Суда, pi,2473). Преподавал он до 70 лет, был неженат и старался поддерживать строгие нравы среди своих учеников. Одного из них он выгнал, когда тот явился в Афины с любовницами. Умер Прокл в возрасте 73 лет, оставив преемником Марина, похоронен в Афинах в одном склепе со своим учителем Сирианом.

Прокл написал многочисленные комментарии к диалогам Платона, к Евклиду, сочинениям Аристотеля, Гомера, Гесиода, пояснения для студентов.

Ссылки Править

de:Proklos (Philosoph) en:Proclus es:Proclo fi:Proklos fr:Proclos it:Proclo nl:Proclus pl:Prokul pt:Proclo sk:Proklos sl:Prokl sv:Proklos

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики