ФЭНДОМ

Файл:Praezession.png

Прецессия — явление, при котором ось вращающегося объекта совершает колебательные движения.

Прецессия гироскопа Править

Наблюдать прецессию достаточно просто. Достаточно запустить волчок и подождать, пока он начнет замедляться. Первоначально, ось вращения волчка вертикальна. Затем его верхняя точка постепенно опускается и движется по расходящейся спирали. Это и есть прецессия оси волчка.

Главное свойство прецессии - безынерционность - как только сила вызывающая прецессию волчка пропадёт, прецессия прекратится и волчок займет неподвижное положение в мировом пространстве, с детским волчком этого не происходит и его прецессия не прекращается, поскольку на волчок действует сила притяжения Земли.

Можно получить эффект прецессии не ожидая замедления вращения волчка, толкните его ось (приложите силу) - начнется прецессия. С прецессией напрямую связан другой эффект, также показанный на иллюстрации - это нутация - колебательные движения оси прецессирующего тела. Скорость прецессии и амплитуда нутации связаны со скоростью вращения тела (изменяя параметры прецессии и нутации в случае если есть возможность приложить силу к оси вращающегося тела можно изменить скорость его вращения.

Прецессия небесных тел Править

Подобное движение совершает ось вращения Земли; по современным данным, полный цикл её прецессии около 25,800 лет.

Колебание оси вращения Земли влечёт изменение положения звёзд на карте звёздного неба . В частности, через некоторое время Полярная звезда перестанет быть ближайшей к северу яркой звездой.

Предположительно, с прецессией связано периодическое изменение климата Земли, в частности, глобальное потепление в последнее время.

См. также Править

Нутация

ca:Precessió

cs:Precese zemské osy da:Præcession de:Präzession en:Precession eo:Precesio es:Precesión et:Pretsessioon fi:Prekessio fr:Précession ga:Luainíocht gl:Precesión it:Precessione degli equinozi ja:歳差 ko:세차운동 nds:Präzession nl:Precessie pl:Precesja pt:Precessão dos equinócios ro:Precesie sk:Precesia sl:Precesija sv:Precession tr:Presesyon uk:Прецесія vi:Tiến động zh:岁差

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики