ФЭНДОМ

Префект — римское должностное лицо, стоявшее во главе управления отдельной частью администрации, суда, государственного хозяйства или армии.

  • Praefectus urbi замещал римского царя во время отсутствия последнего, заботясь главным образом об отправлении правосудия. В республиканский период, когда стоявшие во главе государства консулы легко могли быть заменены другим должностным лицом, городская префектура стала излишней роскошью или пустой формальностью; так, на все время празднования feriae latinae, когда высшая магистратура выезжала из Рима, назначался консулами временный префект (praefectus feriarum latinarum). Значение городских П. чрезвычайно усилилось в период принципата. Ещё при Августе и Тиверии не было ещё постоянных П., но со второй половины I в. после Р. Х. все функции преторов и эдилов постепенно поглощаются префектурой. Юрисдикция П. распространялась на 100 миль вокруг Рима; ему были подчинены 3 полицейские когорты по 1000 человек каждая (cohortes urbanae).
  • Praef. sociorum (socium) назывались командиры союзных контингентов, соответствовавшие по рангу легионным трибунам. Каждый консул назначал 12 П. из римлян для командования отдельными частями корпуса союзников, соединённого с двумя его легионами.
  • Praef. iuri dicundo присылался из Рима для судопроизводства в те города, которые не пользовались полным самоуправлением. Это название сохранилось за высшими судьями таких городов даже после Юлиева закона, даровавшего префектурам права полного гражданства, стало быть — и право свободного избрания судей.
  • Praef. castrorum — комендант легионного лагеря в ранге трибуна. Впервые эта должность появляется со времена Августа. П. назначались обыкновенно из числа старых, испытанных центурионов; они наблюдали за исправностью разбивки лагеря, лазаретами и обозами и поддерживали лагерную дисциплину. Жестокие кары, которым подвергали оштрафованных солдат, сделали лагерных П. чрезвычайно непопулярными офицерами; они падали первыми жертвами возмущений легионеров. Нередко П. встречаются в качестве временных командиров легионов.
  • Praef. praetorio — начальник преторианцев. Сначала их было двое, но при Тиверии Сеяне стал единственным и очень влиятельным распорядителем гвардии. После Тиверия снова были назначены 2, впоследствии 3, а при Константине Великом — 4 P. praetorio, двое для западной и двое для восточной половины империи. Хотя цезари выбирали П. не из числа честолюбивых сенаторов, а из более скромных всаднических рядов, но самый ход событий в эпоху принципата поставил начальников гвардии в положение настоящих властителей государства: они возводили и свергали императоров по собственной прихоти, нередко и сами облекались в порфиру. Командуя военными силами государства, распоряжаясь жизнью солдат, имея уголовную юрисдикцию по всей Италии (за исключением города Рима и его окрестностей на 100 миль), П. захватили в свои руки рассмотрение апелляционных жалоб, подаваемых императору на судебные решения губернаторов. Пока рядом с императором стояли такие могущественные генералы, спокойствие государства и судьба династии не были ничем обеспечены: поэтому отделение военной власти от гражданской, составляющее сущность диоклетиано-константиновской системы, логически вытекало из потребностей абсолютно бюрократической империи. В реформированном государстве П. сохранили только высший суд и высшую администрацию, каждый в четверти империи, контролируя начальников диоцез и провинций. С введением фемного управления в Византии префектура исчезает.
  • Praef. fabrum — штаб-офицер трибунского звания, начальник обоза и осадных машин (tormenta);
  • Praef. classis — должностное лицо (консул, претор или друг.), командовавшее флотом;
  • Praef. navis — командир военного корабля;
  • Praef. remigum — начальник гребцов;
  • Praef. vigilum — начальник 7 организованных Августом пожарных и полицейских команд (cohortes vigilum).

bg:Префект

de:Präfekt en:Prefect eo:Prefekto es:Prefecto et:Prefekt (Vana-Rooma) fi:Prefekti fr:Préfet it:Prefetto (storia romana) no:Prefekt pl:Prefekt (Harry Potter) ro:Prefect sv:Prefekt

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики