Викия

Наука

Правописание союзов

22 032статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Правила правописания союзов в русском языке довольно просты: надо запомнить, какие союзы пишутся слитно, а какие раздельно.

Проблема состоит в том, что существуют омонимичные части речи (местоимения с частицами или предлогами, наречия с частицами), которые пишутся по-другому, а произносятся так же, как и союзы.

Поэтому, чтобы научиться правильно писать союзы, надо рассмотреть правила различения союзов и омонимичных частей речи.

Слитное написание союзов Править

Правописание союза ЗАТО Править

Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за.

  1. Союз зато пишется слитно, если его можно заменить союзом но: Родина не ждала их, зато (но) они не могли жить без Родины. Наступает жара, и утренние голоса смолкают, зато (но) оживает мир насекомых.
  2. Местоимение с предлогом за то легко заменяется существительным или распространяется местоимением (за то самое): Он презирал его за то, что этот человек, едва ли не главный создатель дороги, не сумел обогатить себя, а жил на одно жалованье — замена сочетания союзом но невозможна.
  3. К местоимению за то можно поставить вопрос за что?: Не за то (за что?) волка бьют, что сер, а за то (за что?), что овцу съел.

Правописание союзов ТАКЖЕ и ТОЖЕ Править

Союзы также и тоже следует отличать от сочетаний то же (местоимение с частицей) и так же (наречие с частицей).

  • Союзы также и тоже пишутся слитно, являются синонимами и легко заменяют друг друга.
  • Кроме того, союзы также и тоже синонимичны союзу и, который может использоваться как средство различения этих союзов и сочетаний так же и то же: Да ведь (и) чёрта тоже (также) никто не видел, а разве кто о нем скажет доброе слово? — замена союзов не меняет смысла предложения.
  • Сочетания то же и так же нельзя заменить союзом и, а частицу же в них можно опустить, при этом смысл предложения не изменится.
  • Кроме того, часто за сочетанием то же следует местоимение (союзное слово) что, а за сочетанием так же — наречие как: то же, что и вчера; так же, как вчера. Ее сильное, великолепное, тренированное тело сопротивлялось переходу в нуль-пространство почти так же, как у водителей; ср.: так, как у водителей; всё так же, как у водителей. В провале без глубин — как живется, милый? Тяжче ли, так же, как мне с другим?; ср.: так ли, как мне с другим?
  • Иногда указанным сочетаниям предшествует слово всё (в роли усилительной частицы): Состояние больного сегодня всё то же, что и вчера.

Примечание 1. В некоторых случаях разграничить подобные союзы и сочетания помогают общий смысл предложения или особенности его структуры.

Ср.: В аудитории тоже слушали внимательно. — В аудитории то же слушали внимательно — в первом случае значение 'и в аудитории слушали внимательно', а во втором — 'то же самое слушали'.

Один только месяц все так же блистательно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске — в первой части возможно только раздельное написание, как и во второй, так как речь идет о красоте впечатлений, а не о перечислении действий. Примечание 2. Всегда слитно пишется тоже в роли частицы: Тоже мне выдумал! Тоже мне помощник.

Правописание союза ЧТОБЫ Править

Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы.

  • Союз чтобы пишется слитно, относится к подчинительным союзам с целевым или изъяснительным значением: Стоит внимательно прочесть хотя бы "Северный лес", чтобы убедиться в этом — прочесть зачем? с какой целью? — целевой союз чтобы. Скажу наперед, мне очень хочется, чтобы моя биография показала бы: я жил, как писал, и писал, как жил — хочется чего? — изъяснительный союз чтобы.
  • В сочетании что бы частицу бы легко опустить без изменения смысла предложения:Он непременно хотел стать героем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что бы ему ни предложили; ср.: что ему ни предложили бы — местоимение с частицей бы.

На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий?; ср.: На что, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? — местоимение с частицей бы. Примечание. Иногда выбор союза чтобы или сочетания что бы зависит от смысла предложения:

Нет такой силы, чтобы остановила его перед этими трудностями — (нет... для чего?) — целевые отношения, поэтому чтобы — союз и перестановка невозможна.

Нет такой силы, что бы' остановила его перед этими трудностями. — Нет такой силы, чт'''''о остановила бы его... — возможна перестановка: нет силы какой? — определительные отношения, следовательно, возможен вариант раздельного написания что бы.

Правописание союзов ПРИТОМ и ПРИЧЁМ Править

Союзы притом и причём надо отличать от сочетаний предлога с местоимениями при том и при чём.

  • Союзы притом и причём пишутся слитно.
  • Союзы притом и причём имеют присоединительное значение, синонимичны и легко заменяют друг друга: Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом (причём) осторожность никогда не мешает.
  • Союзы притом и причём имеют синонимы да и, вместе с тем, к тому же: Он вернулся через два часа и получил тот же ответ, причём (к тому же, вместе с тем) лакей как-то косо посмотрел на него.
  • Сочетание при чём употребляется в вопросительных предложениях или в сложноподчиненных предложениях при присоединении изъяснительных придаточных: При чём здесь наши отношения? Я спросил его, при чём здесь приезжие гости, если они никакого отношения к его работе не имеют.
  • Сочетание при том предполагается в ответе на вопрос, содержащий сочетание при чём: Наши отношения при том, что я не смогу выступить с таким предложением (ответ на вопрос: При чём тут наши отношения?).
  • Сочетание ни при чём пишется в три слова: Правду говоря, здесь щука ни при чём. Она сюда не заплывала.

Раздельное написание союзов Править

  • Раздельно пишутся пояснительные союзы то есть (сокращенно на письме обозначается т. е.) и то бишь (разг.): Она была воспитана по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками...
  • Раздельно пишутся составные союзы (состоящие из двух и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

Источники Править

  • gramma.ru — статья «Правописание союзов».

Дополнительные источники:

  • lingvotech.com — статья «Правописание союзов»;
  • gramota.ru — статья «Правописание союзов зато, тоже, также, чтобы, притом, причем»;
  • traktat.com — статья «Правописание союзов».

Викия-сеть

Случайная вики