ФЭНДОМ

Породообразующие минералыминералы, входящие в качестве постоянных существенных компонентов в состав горных пород. Они принадлежат к числу наиболее распространённых минералов в земной коре. Наибольшее значение имеют силикаты, составляющие не менее 75% всей земной коры, среди них главную роль играют полевые шпаты, в меньших количествах встречаются фельдшпатоиды, пироксены, амфиболы, оливины, слюды и др.

Для каждой группы пород характерны свои порообразующие минералы. Для магматических горных пород кварц, полевые шпаты, пироксены, амфиболы, слюды, оливины, фельдшпатоиды; для осадочных горных породкальцит, доломит, ангидрит, глинистые минералы; для метаморфических горных породдистен, андалузит, силлиманит, кордиерит, ставролит, хлорит, серпентин, некоторые гранаты, волластонит, глаукофан и др. Среди акцессорных минералов встречаются циркон, апатит, магнетит, ильменит, сфен, флюорит, монацит, некоторые сульфидные минералы и др. Для верхней мантии породообразующие минералы: оливин, плагиоклаз, шпинель, гранаты, пироксены, амфиболы, полиморфы кварца.

Главнейшие породообразующие минералы хорошо изучены; для них выявлены особенности состава, структуры, свойств, позволяющие генетически расчленять массивы горных пород. Исследованы кристаллические структуры всех важнейших порообразующих минералов; детальные сведения получены в отношении химических особенностей П. м., включая распределение катионов по различным структурным положениям между сосуществующими П. м. и данные по элементам-примесям. Фазовые взаимоотношения П. м. установлены с помощью экспериментально полученных диаграмм состояния и исследований превращений при высоких и сверхвысоких температурах и давлениях. Физико-химический анализ парагенезисов породообразующих минералов, магматических и метаморфических пород является основой познания условий их образования (см. Парагенезис минералов).

Электрические, магнитные, упругие, тепловые, радиоактивные и др. свойства породообразующих минералов определяют физические свойства горных пород, которые используются для решения задач петрофизики, в геофизических методах разведки и др.

Содержание самых распространенных породообразующих минераллов в земной коре
МинералСодержание об. %
Плагиоклаз 42
Калиевый полевой шпат 22
Кварц 18
Амфиболы 5
Пироксены 4
Биотит 4
Магнетит, Ильменит 2
Оливин 1,5
Апатит 0,5

Статья основана на материалах Большой советской энциклопедии.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики