ФЭНДОМ

Файл:Auroraborealissm.jpg

Полярное сияние — свечение (люминесценции) верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.

Природа полярных сиянийПравить

Файл:Star.and.Planet.Magnetosphere.jpg
Файл:Polarlicht 2.jpg

Проникновение в верхние слои атмосферы планет заряженных частиц солнечного ветра определяется взаимодействием магнитного поля планеты с солнечным ветром. Набегающий поток плазмы солнечного ветра деформирует магнитосферу планеты и вследствие гидромагнитных неустойчивостей проникает в верхнюю атмосферу в районе её магнитных полюсов (см. Рис. 2). Зоны проникновения при проекции на поверхность планеты имеют форму колец, окружающих её магнитные полюса: именно в этих зонах и возникают полярные сияния (см. Рис. 4 и 5).

При столкновении высокоэнергетических частиц солнечного ветра с верхней атмосферой происходит ионизация и возбуждение атомов и молекул газов, входящих в её состав. Излучение возбуждённых атомов и наблюдается как полярное сияние. Спектры полярных сияний зависят от состава атмосфер планет: так, например, если для Земли наиболее яркими являются линии излучения возбуждённых кислорода и азота в видимом диапазоне, то для Юпитералинии излучения водорода в ультрафиолете.

Поскльку ионизация заряженными частицами происходит наиболее эффективно в конце пути частицы и плотность атмосферы падает с высотой в соответствии с барометрической формулой, то высота появлений полярных сияний достаточно сильно зависит от параметров атмосферы планеты, так, для Земли с её достаточно сложным составом атмосферы красное свечение кислорода наблюдается на высотах 200-400 км, а совместное свечение азота и кислорода — на высоте ~110 км. Кроме того, эти факторы обуславливают и форму полярных сияний — размытая верхняя и достаточно резкая нижняя границы (см. Рис. 3).

Полярные сияния ЗемлиПравить

Файл:Aurora-SpaceShuttle-EO.jpg

Полярные сияния наблюдаются преимущественно в высоких широтах обоих полушарий в овальных зонах-поясах, окружающих магнитные полюса Земли - авроральных овалах. Диаметр авроральных овалов составляет ~ 3000 км во время спокойного Солнца, на дневной стороне граница зоны отстоит от магнитного полюса на 10-16°, на ночной - 20-23°. Поскольку магнитные полюса Земли отстоят от географических на ~12°, полярные сияния наблюдаются в широтах 67-70°, однако во времена солнечной активности авроральный овал расширяется и полярные сияния могут наблюдаться в более низких широтах - на 20-25° южнее или севернее границ их обычного проявления.

При наблюдении с поверхности Земли Полярное сияние проявляется в виде общего быстро меняющегося свечения неба или движущихся лучей, полос, корон, «занавесей». Длительность полярных сияний составляет от десятков минут до нескольких суток.

Полярные сияния других планет Солнечной системыПравить

Файл:Jupiter.Aurora.HST.UV.jpg
Файл:Saturn.Aurora.HST.UV-Vis.jpg

Магнитные поля планет-гигантов Солнечной системы значительно сильнее магнитного поля Земли, что обуславливает больший масштаб полярных сияний этих планет по сравнению с полярными сияниями Земли. Особенностью наблюдений с Земли (и вообще из внутренних областей Солнечной системы) планет-гигантов является то, что они обращены наблюдателю освещённой Солнцем стороной и в видимом диапазоне их полярные сияния теряются в отражённом солнечном свете. Однако благодаря высокому содержанию водорода в их атмосферах, излучению ионизированного водорода в ультрафиолетовом диапазоне и малому альбедо планет-гигантов в ультрафиолете, с помощью внеатмосферных телескопов (космический телескоп «Хаббл») получены достаточно чёткие изображения полярных сияний этих планет.

Особенностью Юпитера является влияние его спутников на полярные сияния: в областях «проекций» пучков силовых линий магнитного поля на авроральный овал Юпитера наблюдаются яркие области полярного сияния, возбуждённые токами, вызванными движением спутников в его магнитосфере и выбросом ионизированного материала спутниками — последнее особенно сказывается в случае Ио с её вулканизмом.

На изображении полярного сияния Юпитера, сделанного космическим телескопом «Хаббл» (Рис. 4) заметны такие проекции: Ио (пятно с «хвостом» вдоль левого лимба), Ганимеда (в центре) и Европы (чуть ниже и справа от следа Ганимеда).

См. такжеПравить

Ссылки Править

af:Aurora (astronomie)

ar:شفق قطبي bg:Полярно сияние bs:Polarna svjetlost ca:Aurora polar cs:Polární záře da:Polarlys de:Polarlicht el:Σέλας en:Aurora (astronomy) eo:Norda Brilo es:Aurora polar et:Virmalised fa:شفق قطبی fi:Revontulet fr:Aurore polaire gd:Beul-an-latha gl:Aurora polar he:זוהר הקוטב hr:Polarna svjetlost hu:Sarki fény id:Aurora is:Segulljós it:Aurora polare ja:オーロラ ko:오로라 ms:Aurora nl:Poollicht nn:Polarlys no:Aurora polaris pl:Zorza polarna pt:Aurora polar sl:Polarni sij sq:Aurora polare sr:Поларна светлост sv:Polarsken th:ออโรรา tr:Kutup ışıkları ug:تاڭ سەھەردىكى ئايلا ئىلاھ قۇتۇپ نۇرى uk:Полярне сяйво vi:Cực quang zh:极光

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики