ФЭНДОМ

Политическая психология [греч. politika — искусство управлять] — один из разделов психологической науки. П. п. возникла на стыке психология и социология, с политологией. П. п. иногда считается составной части политической науки. Фундаментальные и систематические теоретические разработки по психологии политики начались в 60-е годы в США. Тогда при Американской психиатрической ассоциации была создана группа для изучения проблем международной политики, которая в 1970 году переросла в Институт психиатрии и внешней политики. В 1968 году в Американской ассоциации политических наук возник исследовательский комитет по политической психологии, а в 1979 году на его основе было организовано Общество политических психологов, уже получившее статус международного (International Society of Political Psychology или сокращенно ISPP). Это общество начало издание своего журнала "Political Psychology". В ISPP сейчас более 1000 членов со всех континентов. Ежегодно оно проводит свои собрания, посвященные актуальным теоретическим проблемам. Большая часть исследователей живет и работает в США и Канаде (М. Херманн, Р. Сигел, Д. Сирс, С. Реншон, Ф. Гринстайн, А. Джордж, Р. Такер, Дж. Пост, Б. Глэд, Р. Кристи и др.). В Европе существуют свои специалисты П. п. В Германии - А. Ашкенази, П. Шмидт, Г. Ледерер, Г. Майер, Х.-Д. Клингеманн, Г. Мозер и др., во Франции - А. Першерон, А. Дорна, С. Московичи, в Великобритании - Х. Хаст, М. Биллиг, А. Сэмюэль. Отсчет развития П. п. следует вести с издания в 1973 году коллективной монографии под редакцией Джин Кнутсон, в которой подведены итоги развития этой науки и выделены важнейшие направления для дальнейшего исследования. Другой крупной вехой было появление монографии под редакцией М.Херманн в 1986 году. Эта книга дает представление о тех изменениях, которые произошли в П. п. Политические психологи активно привлекаются для поиска решений в конфликтных ситуациях. Современная российская П. п. имеет предшественников: в "Очерках по истории русской культуры" П.Милюков прослеживает развитие особенности русского политического сознания. П.Сорокин размышлял над проблемой социального равенства, свободы и прав человека. Ужасы гражданской войны он осмысливает не только как социолог, но и как тонкий психолог. Пять томиков "Психиатрических эскизов из истории" П.И. Ковалевского вышли в начале прошлого века. В 20-е годы - книга Г.Чулкова о русских императорах, где даны их психологические портреты. Идеями психоанализа были увлечены Троцкий, Каменев, Радека.

В середине 80-х на запрос политической практики откликнулись такие ученые: В.Агеев, А. Асмолов, Э. Баталов, Л. Гозман, Г. Дилигенский, Е. Егорова-Гантман, И. Кон, Д. Ольшанский, А. Петровский, С. Рощин, Ю. Шерковин и др.

В 90-е годы политика дала новый мощный толчок к развитию П. п. Начал формироваться социальный заказ на исследования по электоральному поведению, восприятию образов власти и политиков, лидерству, психологическим факторам становления многопартийности, политической социализации и многим другим.

В 1993 году образовалась Российская ассоциация политических психологов, которая является коллективным членом ISPP.