ФЭНДОМ

Определение понятия "политическая имиджелогия" Править

В науке имиджелогии политическая имиджелогия рассматривается как одна из ее ветвей и определяется как научное направление, призванное разрабатывать и использовать теорию и практику формирования имиджа политических деятелей (например, имиджа президента страны), политических организаций (например, имиджа политического объединения «Правое дело») и политических систем (например, имиджа систем с рыночной экономикой). В этой области можно выделить следующие проведенные исследования: «моделирование имиджа политика», «имидж в политической коммуникации», «имидж политического лидера», «психологические характеристики эффективного политического имиджа» и др. Особое место в подобных исследованиях занимает имидж политика.

Имидж политика Править

Имидж политика не имеет конкретного определения. Складывается из многих составляющих и имеет ко всему сугубо индивидуальный характер.

Различные определение понятия "имидж политика" Править

Имидж политика — это мнение о данном политическом деятеле (или кандидате на политический пост), возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей (будь то избиратели, пришедшие на митинг, где выступает этот политик, или жители страны в целом),возникшее на основе образа, сформированного в их психике в результате — либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного политика (когда они его видели или слышали его выступления), — либо косвенного — на основе восприятия мнения, сформированного в психике других людей (например, в психике журналистов или тех, кто за ними стоит; имиджмейкеров этого политика и даже имиджмейкеров, работающих на конкурента этого политика, когда они формируют «инвертированный имидж» этого политика).

Иначе говоря, имидж политика — это не просто образ, сформированный в психике других людей, а некое суждение об этом образе, некое мнение о нем, сформированное в психике людей — в их сознании или в их подсознании .

Иногда приводят и такое определение: «Имидж политика — это совокупность ассоциаций и впечатлений, существующих в сознании избирателей» (www.imako.ru/polit_konsalting/imidzhmeiyking/). Насколько оно респондирует принятому определению имиджа, представленному выше?

Прежде всего выражение «в сознании (избирателей)» не совсем точное, поскольку имиджформирующая информация может восприниматься не только сознанием, но и подсознанием; во-вторых, термин «впечатление» не относится к числу научных терминов в психологической науке (в чем можно убедиться, просмотрев психологические словари последнего времени), обычно он используется в бытовой речи; что же касается «совокупности ассоциаций», возникающих при восприятии характеристик политика, то речь идет о процедуре возникновения мнения как процесса соотнесения полученных характеристик с собственной системой ценностных ориентаций, где «записано», что такое «хорошо» и что такое «плохо»; это соотнесение и обозначено автором того определения как «ассоциации».

Иногда в качестве синонима термина «имидж политика» используют словосочетание «политический имидж», что можно признать правомерным в контексте «Его политический имидж оставляет желать лучшего, хотя его имидж как успешного бизнесмена весьма и весьма положительный».

О стихийности и целенаправленности формирования имиджа политика Править

Имидж политика (положительный ли, отрицательный ли) может формироваться не только целенаправленно, но и стихийно, непроизвольно, помимо воли как самого политика, так и его ближайшего окружения (известно, что у бывшего Президента Украины Л. Кучмы стационарным является не положение головы «голова президента» , которое и должно быть у президента страны, а «голова внимающего» , но его ближайшее окружение либо не знает этого, либо не придает этому — кинетическому имиджу президента — должного значения; в результате у президента стихийно сложился не тот имидж, который должен быть у лица, занимающего такой высокий пост в стране), а как это может происходить — об этом см. в статье "Непроизвольно формируемый имидж".

Цель формирования имиджа политика Править

Если целью формирования любого имиджа является создание аттракции (психологического притяжения людей к объекту имиджа), то применительно к формированию имиджа политика эта цель может быть конкретизирована: достичь победы на выборах, получить власть над людьми для реализации собственных позиций; а этого можно достичь, сформировав притяжение людей к этому политику (притяжение, не обязательно осознаваемое ими). При этом следует опираться на общую стратегию формирования имиджа, на конкретные технологии и техники формирования имиджа. В заключение: нельзя не согласиться с мнением, что политический имидж следует рассматривать как один из ресурсов власти, игнорирование которого (а пока это — распространенное явление) не способствует достижению цели политического деятеля.

См. также:

Имиджелогия как наука

Имиджелогия в сопоставлении с психологией и педагогикой

Ветви имиджелогической науки

Имидж: как это понимать с точки зрения практики?

Основные источники

Политическая имиджелогия (коллективная монография) // Под общ научн. ред. Л. Г. Лаптева, Е. А. Петровой. - М.: РИЦ АИМ, 2006. - 276 с.

Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 768 с.

Дополнительные источники

Политический менеджмент: Учебное пособие / Под общей редакцией В.И. Жукова, А.В. Карпова, Л.Г. Лаптева, О.Ф. Шаброва. – М.: Изд-во Института психиатрии, 2004. – 944 с.

Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. Материалы Первого Международного симпозиума «Имиджелогия¬2003»/ Под ред. Е. Петровой. М.: РИЦ АИМ.  «Альфа» МГОПУ им. М.  А. Шолохова, 2003.

Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы Второго международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2004. 

Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего  международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005.

Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга. Материалы  Четвертого международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006.

Имиджелогия – 2007: Имидж как феномен современной цивилизации: Материалы Пятого Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2007.

Имиджелогия – 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008.

Известия Академии имиджелогии. Т. 1 / Под ред. Е.  А. Петровой. М.: РИЦ АИМ,2005.

Известия Академии имиджелогии том П /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2007.

Акмеологические основы эффективных политических коммуникаций: Учебное пособие / Под общей ред. А.А. Бодалева, Л.Г. Лаптева, Е.Б. Перелыгиной. – М.: «Альтекс»; ИД «ЭКО», 2003. – 584с.

Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 858 с.

www.imako.ru/polit_konsalting/imidzhmeiyking/

--Александр Панасюк 15:11, 21 декабря 2008 (UTC) www.pan-alex-u.ru