ФЭНДОМ

Плоти́н (греч. Πλωτίνος) (род. 205, Ликополь, Египет — ум. 270, Минтурнэ, Кампания) — древнегреч. философ, учился в Александрии у легендарного Аммония Саккаса; затем — уже после участия в персидском походе императора Гордиана — возглавил собственную школу в Риме, которую опекал император Галлиен.

Плотин уделял такое большое внимание одухотворению, что стыдился своего тела. Выступил также систематизатором неоплатонизма. Он исходил из «единого», которое является первосущностью, но не разумом, не предметом разумного познания. «Единое» выделяет из себя благодаря излиянию (эманации) мировой дух, нус (греч. νόος, νούς). Нус производит из себя мировую душу; он заключает в себе мир идей, истинный мир, в то время как чувственный мир представляет собой только иллюзорное отражение мира идей. Мировая душа дробится на отдельные души. Материя возникает как низшая ступень эманации, как «несуществующее», «злое», как абсолютное отрицание божественной первосущности. Последняя, и высшая, цель души, выделяющейся из «единого», — воссоединение с ним благодаря экстазу, по отношению к которому познание является только подготовительной ступенью. Ученик Плотина, Порфирий, издал из его соч. 54 произв. (в 6 частях) — «Эннеады».

Плотин, также как и Ориген, изучал философию в Александрии у предполагаемого основателя неоплатонизма Аммониуса Саккаса. Плотину приписывают теорию эманации, в которой он придерживается мнения, что душа исходит из интеллекта, также как интеллект исходит из Единого.

Интеллект (ноус) в одно и то же время множественен и един. Единый вездесущ, лишен множественности, безличен и трансцендентен. По Плотину, существует некая иерархия, наверху которой стоит Единый, которому подчинены интеллект и индивидуальные души.

Плотин был имперсоналистом в том смысле, что считал, что, приписывая Богу качества, мы неизбежно ограничиваем Его. Хотя Единый трансцендентен, в Нем самом нет множественности. В то же самое время Бог является причиной всей множественности.

Ссылки Править

ca:Plotí cs:Plótínos da:Plotin de:Plotin el:Πλωτίνος en:Plotinus eo:Plotino es:Plotino fi:Plotinos fr:Plotin he:פלוטינוס it:Plotino ja:プロティノス la:Plotinus nl:Plotinus no:Plotin pl:Plotyn pt:Plotino ro:Plotin sk:Plotinos sv:Plotinos tr:Plotinos uk:Плотін zh:普罗提诺

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики