ФЭНДОМ

Плоидность — характеристика клетки или многоклеточного организма в отношении состава хромосом, находящихся в ядре клетки.

Различают клетки гаплоидные (с одинарным набором непарных хромосом), диплоидные (с парными хромосомами), полиплоидные (их нередко называют, в зависимости от того, сколько раз в ядре клетки повторяется гаплоидный набор, конкретно три-, тетра-, гексаплоидными и т. д.) и анэуплоидные (когда удвоение или утрата парности — нулисомия — охватывает не весь геном, а лишь ограниченное число хромосом). Полиплоидию (увеличение числа хромосом в ядре клетки, кратное гаплоидному набору) не следует путать с увеличением количества ядер в клетке.

Чередование гаплоидной и диплоидной фаз в жизненном цикле Править

В норме у большинства организмов, для которых известен половой процесс, в жизненном цикле происходит правильное чередование гаплоидной и диплоидной фаз. Гаплоидные клетки образуются в результате мейотического деления диплоидных клеток, после чего у некоторых организмов (растения, водоросли, грибы) могут размножаться при помощи митотических делений с образованием гаплоидного многоклеточного тела. Диплоидные клетки образуются из гаплоидных в результате полового процесса (слияния половых клеток, или гамет) с образованием зиготы, после чего могут размножаться при помощи митотических делений (у растений, водорослей и животных) с образованием диплоидного многоклеточного тела.

Полиплоидия Править

Полиплоидией (греч. polýploos — многопутный, многократный и греч. éidos — вид) называют кратное увеличение количества хромосом в клетке эукариотов. Полиплоидия гораздо чаще встречается среди растений, нежели среди животных. Среди раздельнополых животных описана у нематод, в частности аскарид, а также у ряда представителей земноводных.[1]

Различают автополиплоидию и аллополиплоидию.

Автополиплоидия — наследственное изменение, кратное увеличение числа наборов хромосом в клетках организма одного и того же биологического вида. На основе искусственной автополиплоидии синтезированы новые формы и сорта ржи, гречихи, сахарной свеклы и других растений.[2]

Аллополиплоидия — кратное увеличение количества хромосом у гибридных организмов. Возникает при межвидовой и межродовой гибридизации.[1]

Нарушения плоидности у человека Править

У человека, как и у подавляющего большинства многоклеточных животных, большая часть клеток диплоидны. Гаплоидны только зрелые половые клетки, или гаметы. Нарушения плоидности (как анэуплоидия, так и более редкая полиплоидия) приводят к серьезным болезненным изменениям. Примеры анэуплоидии у человека: синдром Дауна — трисомия по 21-й хромосоме (21-я хромосома представлена тремя копиями), синдром Кляйнфельтера — избыточная X хромосома (XXY), синдром Тернера — нулисомия по одной из половых хромосом (X0). Описаны также трисомия по X хромосоме и случаи трисомии по некоторым другим аутосомам (помимо 21-й). Примеры полиплоидии редки, однако известны как абортивные триплоидные зародыши, так и триплоидные новорожденные (срок их жизни при этом не превышает нескольких дней) и диплоидно-триплоидные мозаики.[3]

Источники информации Править

  1. 1,0 1,1 [1] Большая советская энциклопедия, статья «Полиплоидия».
  2. [2] Большая советская энциклопедия, статья «Автолиплоидия».
  3. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. В 3-х т. Пер. с англ. М. Мир, 1989.

de:Ploidiegrad

en:Ploidy fa:پلوئیدی fr:Ploïdie he:תא דיפלואידי hu:Ploidia id:Haploid io:Ploido ja:倍数性 no:Ploiditet pl:Ploidia sk:Ploidia sv:Ploiditet zh:染色體倍性

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики