ФЭНДОМ

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 17201778) — итальянский археолог, архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и — позже — на сюрреалистов.

Биография Править

Джанбаттиста Пиранезе родился 4 октября 1720 г. в Мольяно-Венето (близ города Тревизо), в семье каменотёса. Обучился основам латыни и классической литературы у своего старшего брата Анджело. Основы архитектуры постигал, работая в магистрате Венеции под руководством своего дяди. Как художник, испытал значительное влияние искусства ведутистов, весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.

В 1740 г. поехал в Рим в качестве рисовальщика-графика в составе посольской делегации Марко Фоскарини. В Риме увлеченно исследовал древнюю архитектуру. Попутно обучился в мастерской Джузеппе Вази искусству гравюры на металле. С 1743 по 1747 г. жил по большей части в Венеции, где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо.

В 1743 г. Пиранези опубликовал в Риме свою первую серию гравюр. Большим успехом пользовались сборник больших гравюр Пиранези «Гротески» (1745) и серия из четырнадцати листов «Фантазии на темы тюрем» (1745; 1761). Слово «фантаззии» тут не случайно: в этих работах Пиранези отдал дань так называемой бумажной, или воображаемой, архитектуре. В своих гравюрах он воображал и показывал фантастические, невозможные для реального воплощения архитектурные конструкции.

В 1763 г. папа Клементий III поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано. Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764—1765). В 1770-х Пиранези также выполнил обмеры храмов Пестума и сделал соответствующие зарисовки и гравюры, которые после смерти художника были опубликованы его сыном Франческо.

Художник умер 9 ноября 1778 г. в Риме после долгой болезни. Похоронен в церкви Санта Мария дель Приорато.

Основные работы Править

Литература Править

  • С. А. Торопов. Пиранези. М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1939.
  • Norbert Miller: Archäologie des Traums. Versuch über Giovanni Battista Piranesi. München und Wien, Hanser 1978
  • ca:Giovanni Battista Piranesi

de:Giovanni Battista Piranesi en:Giovanni Battista Piranesi es:Giovanni Battista Piranesi fr:Giovanni Battista Piranesi it:Giovanni Battista Piranesi ja:ジョヴァンニ・バッティスタ・ピラネージ nl:Giovanni Battista Piranesi pl:Giovanni Battista Piranesi pt:Giovanni Battista Piranesi sv:Giovanni Battista Piranesi zh:皮拉内西·吉安巴蒂斯塔

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики