ФЭНДОМ

Николай Павлович Петров (13 (25) мая 1836 г., Трубчевск Орловской губернии — 15 января 1920 г., Туапсе) — русский ученый и инженер, профессор, основоположник гидродинамической теории смазки.

Родился в семье военного. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Петербургской Инженерной академии. После окончания Академии в 1858 г. работал на кафедре математики под руководством известного ученого М. В. Остроградского, передавшего ученику высокую математическую культуру, глубину абстрактного мышления и превосходное владение аналитическим аппаратом при решении пректических задач. Будучи вольнослушателем Технологического института, Н. П. Петров принимал участие в проектировании машин на Охтенском заводе в коллективе талантливого конструктора профессора И. А. Вышнеградского. В 1865 г. был направлен за границу для изучения прикладной механики. По возвращении читал лекции в Петербургском технологическом институте и Инженерной академии. После присвоения в 1867 г. звания адьюнкт-профессора практической механики Инженерной академии выполнял крупные научно-исследовательские работы по созданию оборудования военных заводов. Возглавлял кафедру паровой механики в Петербургском технологическом институте, а в 1871 г. кафедру железнодорожного дела. В это время начинается научная деятельность Н. П. Петрова в области трения, износа и смазки. В 1873 г. стал членом Инженерного совета Общества российских железных дорог, принимал участие в строительстве Транссибирской железной дороги. В 1883 г. в «Инженерном журнале» издается первая работа Н. П. Петрова по гидродинамической теории смазки «Трение в машинах и влияние на него смазывающих масел», в 1886 г. была опубликована вторая работа «Описание и результаты опытов над трением жидкостей и машин»; а в 1887 третья книга — «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости. Практические результаты опытов». В 1900 г. в «Записках» Академии наук вышло в свет четвертое крупное сочинение Н. П. Петрова «Трение в машинах», в котором изложена теория смазки с учетом эксцентричного положения шипа в подшипнике. В 1892 г. Н. П. Петров был назначен председателем Инженерного совета Министерства путей сообщения, а в 1893 г. — заместителем министра путей сообщения. В 1894 г. избирается почетным членом Петербургской академии наук. С 1896 по 1905 г. был председателем Русского технического общества. За свою жизнь опубликовал более 80 научных работ и был удостоен многих премий. Ему была присуждена золотая медаль Русского технического общества, и он был избран почетным членом Московского политехнического общества.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики