Викия

Наука

Петер Симон Паллас

22 031статья на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Файл:Pallas Peter Simon 1741-1811.png

Петер Симон (Пётр-Симон) Паллас (17411811) — знаменитый путешественник и натуралист.

Ранние годы, обучение и первые научные труды Править

Родился в Берлине 22 сентября 1741 года, сын немецкого врача-хирурга и француженки. и предназначался отцом на ту же профессию, но увлекся естествознанием. Обучаясь у частных преподавателей, уже к 13 годам он знал в совершенстве английский, французский, латинский и греческий языки и начал посещать лекции в Берлинской медико-хирургической коллегии. Продолжил учебу в Галльском, Геттингенском и Лейденском университетах. В 19 лет защитил докторскую диссертацию по медицине (1760). Затем приводил в порядок естественноисторические коллекции в Лейдене и посетил Англию с целью изучения ботанических и зоологических коллекций. При этом опубликовал работы «Elenchus zoophytorum» (Гаага, 1766) и «Miscellanea zoologica» (Гаага, 1766), включив в последнюю несколько новых для того времени видов позвоночных животных. Затем вернулся в Берлин, где написал «Spicilegia zoologica» (Вerlin, 17671804, в 2 томах).

В первых публикациях, получивших признание научного сообщества, Паллас внес существенные изменения в линнеевскую классификацию червей. Паллас отказался также от «лестницы существ» (идея которой восходит еще к Аристотелю, но особенно была распространена среди натуралистов в ХVIII веке) и предложил располагать основные группы организмов в виде древа. Впоследствии с утверждением идеи эволюции в биологии его схема стала основой систематики. За эти работы Паллас был избран в 1764 году членом Лондонского королевского общества, а в 1767 году — действительным членом Санкт-Петербургской Академии наук.

Российские экспедиции 1768—1774 годов Править

В возрасте 26 лет, но уже имея докторскую степень, профессорское звание и европейское признание, Паллас получил приглашение от российской императрицы Екатерины II для работы в качестве адъюнкта Академии наук и коллегии ассессора. После некоторых колебаний, 30 июля 1767 года Паллас прибыл в Санкт-Петербург вместе со своей семьей — молодой женой и маленькой дочерью. По указу императрицы он был сразу же снаряжен в грандиозную экспедицию по всей России с целью разведать геологические, минералогические, животные и растительные ресурсы всей страны, а также исторические, социально-экономические и этнографические особенности отдельных ее регионов. От Российской Академии ему был положен оклад в размере 800 рублей в год, что по тем временам было весьма приличным жалованием.

Экспедиция состояла из нескольких небольших отрядов. Основным отрядом руководил сам Паллас, которого в пути сопровождала его семья. С 21 июня 1768 года по 30 июня 1774 года отряд Палласа побывал в центральных губерниях, районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Алтая и Забайкалья. Другие отряды возглавлялись И. Фальком, Н. П. Соколовым, В. Ф. Зуевым, С. Г. Гмелиным, Н. П. Рычковым, И. И. Лепехиным. В целом экспедиция обследовала обширную территорию России — от Баренцева моря на севере и до Черного (Северный Кавказ и Крым) и Каспийского (до границ с Персией) морей на юге и от Балтийского моря (Рига) на западе до Забайкалья на востоке.

По своим масштабам и сложности, подобный экспедиционный проект и сегодня выглядел бы трудно выполнимым. Многолетнее путешествие было связано с большими трудностями и потребовало громадного напряжения сил. Прежде всего Паллас столкнулся с непривычным для него резко континентальным климатом. Ночевать приходилось и в заброшенных зимовьях, и в землянках, а иногда и под открытым небом. Много неприятностей доставляли дороги, да и хороших лошадей трудно было достать. Зимой ехали на санях, а летом — на телегах, плыли на лодках. Попадались и неспокойные районы, где кочевники, недавно вошедшие в состав России, не чурались грабежей и разбоя.

Файл:Pallas Sicista betulina 1778-79.png
Файл:Cyanopica cyanus by Peter Simon Pallas.jpg

Научные результаты палассовской экспедиции превзошли все ожидания. Был собран уникальный материал по зоологии, ботанике, палеонтологии, геологии, физической географии, экономике, истории, этнографии, культуре и быту народов России. Коллекции, собранные во время этого путешествия, направлялись в Петербург, легли в основу коллекций академической кунсткамеры, многие из них до сих пор хранятся в музеях Российской академии наук, а часть их попала в Берлинский университет.

В 1772 году в районе Красноярска Палласу показали 680-килограммовую железно-каменную глыбу, которая по распоряжению путешественника была отправлена в Петербург и сейчас украшает метеоритный отдел Минералогического музея имени академика А. Е. Ферсмана Академии наук. Этот крупнейший в России сидеролит (железно-каменный метеорит) носит название «палласова железа», или «палласита».

Путешествие имело и громадное практическое значение. Оно дало сведения об уникальных природных богатствах Восточной Сибири и Алтая, которые до этого почти не были известны. Паллас рассказывал также о нуждах проживавших там народов. Для современной же науки непреходящую ценность имеет тот факт, что Паллас описывал области России, ее поля, степи, леса, реки, озера и горы, когда они практически еще не испытали «преобразующего» воздействия человека и были обильно населены видами животных, многие из которых исчезли уже через несколько десятилетий (например, дикая лошадь тарпан).

Результаты поездки собраны в многочисленных произведениях Палласа:

  • «Reise durch verschiedene Provinzen des Russischen Reichs in den Jahren 1768—1773», или «Путешествия по различным провинциям Российского государства», вышедших в трех томах вначале на немецком (СПб., 1771—1776), а затем и на русском языке (1773—1778), в которых дано удивительно точное описание более 250 видов животных, обитавших на территории России;
  • «Sammlungen histor. Nachrichten über die Mongol. Volkerschaften» (СПб., 1776—1801);
  • «Neue Nordische Beiträge zur physikal. und geograph. Erd- und Völkerbeschreibung, Naturgeschichte und Oekonomie» (СПб. и Лейпциг, 1781—1796, в 7 томах) и др.

Последующая научная работа Править

В 1777 г. назначен членом топографического отдела Российской империи, в 1782 — коллегии советником, в 1787 — историографом адмиралтейской коллегии. В 1780-х годах он усиленно работает над подготовкой общего свода растений России. Из-за недостатка средств удалось издать только два выпуска этого обширного труда «Flora Rossica» («Флора России», 1784 и 1788), содержащих описание около 300 видов растений и изумительные иллюстрации. По поручению Екатерины II Паллас издает сравнительный словарь всех языков и наречий России.

В 17931794 годах, Паллас совершил еще одно путешествие — из Петербурга в Астрахань, на Северный Кавказ, в Крым и на Украину. Здесь он изучал климатологию на юге России и в Крыму, а в 1796 году был командирован в Симферополь, где императрица пожаловала ему обширные поместья и дом.

Файл:Grab Pallas.JPG
Файл:Grab Pallas Relief.JPG

В последние годы жизни, среди прочего, Паллас занимался подготовкой фундаментального трехтомного труда по фауне России «Zoographia rosso-asiatica» («Российско-азиатская зоология»), в котором представлены более 900 видов позвоночных. По обширности материала и тщательности, разносторонности описания животных ему долго не было равных. Вплоть до начала ХХ века книга оставалась главным источником знаний о фауне России. Первый том был готов уже в 1806 году, но печатание и выпуск в свет затянулись на четверть века из-за художника Гейслера, который уехал в Германию. Стремясь ускорить подготовку рисунков, Паллас вернулся в Берлин в 1810 году, но ему уже не пришлось увидеть свой главный труд. За две недели до 70-летия, 8 сентября 1811 года, ученый скончался.

В своих многочисленных печатных работах (всех их более 170[1]) Паллас выступет как путешественник, зоолог, ботаник, палеонтолог, минералог, геолог, топограф, географ, медик, этнолог, археолог, филолог, даже сельский хозяин и технолог. И несмотря на такое разнообразие специальностей, он не был поверхностным ученым, а был настоящим энциклопедистом.

Насколько серьезны и глубоки были его понятия по зоологии, можно видеть из того, что он во многом опередил ученых того времени на целое столетие. Достаточно указать следующие примеры. Паллас указал уже в 1766 году, что строгое разграничение животных и растений невозможно и выделил зоофитов из типа червей; в 1772 году он высказался за возможность происхождения нескольких близких между собой видов от общего родоначальника; в 1780 году Паллас первый указал, что чрезвычайная изменчивость некоторых животных, например собаки, обусловливается происхождением от нескольких отдельных видов. По геологии точно также у Палласа впервые можно найти указание на последовательность геологических наслоений (1777).

При описании животных Паллас применял уже метод точных измерений их размеров (1766) и обращал внимание на их географическое распространение (1767). Во время поездок по юго-восточным степям, он подметил следы прежнего высшего стояния уровня Каспийское море и довольно точно определил часть древних его берегов. Вышедшее на латинском языке сочинение Палласа «Zoographia rosso-asiatica» фактически является началом всей российской зоологической науки, хотя этот капитальный труд до сих пор не переведен на русский язык.

Именем Палласа на русском или других языках названы:

а также:

Основные печатные труды Править

В качестве филолога, Паллас редактировал «Linguarum totius Orbis vocabularia comparativa. Sectio Linguas Eur. et Asiae complexa» (СПб., 17861789, в 2 частях). Также редактировал первый том (6 выпусков) естественноисторического журнала «Stralsundisches Magazin» (Б. и Стральз, 17671770). Кроме упомянутых сочинений, важнейшие:

  • «Disseriatio inauguralis de infestis viventibus infra viventia» (Lugduni Batavorum, 1760)
  • «De ossibus Sibiriae fossilibus, craniis praesertim Rhinocerotum atque Buffalorum, observationes» («N. Comment. Acad. Petrop.», XIII, 1768)
  • «Merkwürdigkeiten des Morduanen, Kasaken, Kalmücken, Kirgisen, Baschkiren et с.» (Франкфурт и Лейпциг, 17731777, в 3 томах)
  • «Flora Rossica» (СПб., 18741788, в 2 частях)
  • «Observations sur la formation des montagnes et sur les changements arrivés au Globe, particulièrement à l’Empire de Russie» («Act. Acad. Petrop.», 1777)
  • «Novae species Quadrupedum e Glirium ordine» (Эрланген, 1778)
  • «Mémoires sur la variation des animaux» («Acta Acad. Petrop.», 1780)
  • «Icones Insectorum praesertim Rossiae Sibiriaeque peculiarium» (Эрланген, 17811806, в 4 выпусках)
  • «Tableau physique et topographique de la Tauride» («N. Act. Acad. Petrop.», X, 1792)
  • «Bemerkungen auf einer Reise in die südlichen Statthalterschaften des Rußischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794» (Лейпциг, 17991801)
  • «Species Astragalorum descriptae et iconibus coloralis illustratae» (Лейпциг, 1800)
  • «Travels through the southerm provinces of the Russian Empire» (Лондон, 1802, в 2 томах)
  • «Illustrationes plantarum imperfecte vel nondum cognitarum», Лейпциг, 1803)
  • «Zoographia rosso-asiatica» (СПб., 1811, в 3 томах)

На русский язык переведены:

  • «Путешествие по разным провинциям Российского государства» (СПб., 17731788; первая часть вышла вторым изданием в 1809 г.)
  • «Описание растений Российского государства, с их изображениями» (СПб., 1786)
  • «Сравнительные словари всех языков и наречий, собранные десницей Высочайшей Особы (императрицей Екатериной II)» (СПб., 17871789)
  • «Топографическое описание Таврической области» (СПб., 1795)
  • Научное наследие П. С. Палласа. Письма. 1768—1771 гг. / Составитель В. И. Осипов. Пер. с нем. В. И. Осипова и Г. И. Федоровой. — Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. — СПб, Тиалид, 1993.

Сноски Править

  1. Полный перечень печатных трудов Палласа с подробными заглавиями всех изданий был приведен Ф. П. Кеппеном в «Журнале Министерства Народного Просвещения» (апрель 1895, стр. 386—437).

См. также Править

Электронные копии Править

16 документов произведений Палласа в базе данных Gallica, Национальная библиотека Франции (фр.):

Ссылки Править

Викия-сеть

Случайная вики