ФЭНДОМ

Петерсон Николай Павлович [16(28) 6 1844, с Барановка Пензенской губ., - 17.3.1919, г. Звенигородка Киевской губ.], публицист, педагог. По окончании Пензенского дворянского ин-та поступил на ист -филол ф-т Моск. ун-та (1861), но обучение было прервано из-за студенч. волнений. В нач. 1862 по приглашению Л. Н. Толстого уехал в Ясную Поляну; в течение неск. месяцев преподавал в Головлинской и Плехановской нар. школах. В журн. "Ясная Поляна" за подписью "Н П. II " (1862, № 6, 10) вышли статьи II о его учительской работе, с выдержками из дневника. Так же, как и Толстой, П. считал, что в основе образования должен быть принцип "совершенной свободы детей, при к-рой, кроме искусства читать и писать, насильно не вносилось бы никакое воспитательное влияние, кроме того, которое они сами охотно принимают" ("Г-ская школа" - "Ясная Поляна", 1862, № 6) Принцип принуждения П. допускал лишь при условии абс. доверия, "совершенно одинаковых воззрений и среды учителя с учениками" и взаимной любви между ними. Собственная пед деятельность П, несмотря на его стремление разнообразить уроки, попытки сблизиться с учениками, складывалась не вполне успешно. Причинами тому были его юный возраст (П. был самым младшим из приглашенных Толстым учителей-студентов), незнание крестьянской жизни, отсутствие навыков преподават. работы и гл. обр. "неохота к занятиям", возникшая после первых неудач

В конце 1863 II возвратился в Москву и вновь поступил в ун-т. Тогда же он сблизился с рев. кружком ишутинцев. В 1864, вновь оставив ун-т, уехал в г. Бого-родск, преподавал арифметику и географию в уездном уч-ще. Здесь он познакомился с Н. Ф. Федоровым (в то время учителем истории и географии того же уч-ща), под влиянием идей к-рого в его взглядах произошел коренной перелом Оставив рев. пропаганду, П. стал учеником и последователем мыслителя.

Пед. представления Федорова дали направление практически всей последующей деятельности П. Особое значение для него имела гл. идея Федорова - преодолеть противоречие между науч. знанием и религ верой, между духовным и светским образованием. С этих позиций II пересмотрел свое отношение к пед. системе Толстого, гл. недостаток ее усматривал в отсутствии христианской установки.

С 1869 П. служил по судебной части В 1870-91 секретарь съезда мировых судей в Керенске Выступил с рядом инициатив в области шк. дела в крае; в 1873 обратился к земскому собранию с проектом устройства при школах Керенского уезда метеорологич. станций, на к-рых учителя совм с учениками могли бы проводить наблюдения. Подобную станцию II устроил при находившейся в его ведении Керенской публичной б-ке Будучи старостой Покровской церкви в Керенске, курировал приходскую школу и больницу. Так сложился своего рода "образоват. комплекс" - храм, школа, б-ка, больница, метеорологич станция, - в к-ром II стремился воплотить мысли Федорова о цельном образовании, неотделимом от молитвы, труда и исследования.

В 1877 П. отправил Ф. М. Достоевскому письмо с развернутым изложением идей Федорова и свою работу под заглавием "Чем должна быть народная школа?" (ранний вариант труда находится в отделе рукописей Рос. гос. б-ки)

По убеждению П., школа должна преодолевать разрыв между знанием и верой; преподавая и одновременно углубляя общечеловеческие знания о законах природы, она призвана воспитывать из своих учеников орудие восстановления в мире совершенного "закона Божия", "высшего порядка вещей" В своем ответе Достоевский указал, что "во всем согласен" с П.

В 1891 П. назначен гор. судьей Мокшана, а затем Воронежа (1894-98) В 1899 переведен в Ашхабад на должность чл. окружного суда. Вопросы нар. образования (в ряде статей 1899-1901 в газ. "Ас-хабад" - "К истории нар. образования в Туркестанском крае", 1899, № 290, 303, 332; "К вопросу о лучшем устройстве нашей школы", 1900, № 183, 207, и др.) П. связывал с проблемой духовной миссии России в Азии. В деле умиротворения и просвещения Туркестана, находящегося "на рубеже двух миров" ("Письмо в редакцию", псевд. К-нев - там же, 1899, 27 мая), особое значение П. придавал школе. Задачу ее, вслед за Федоровым, П. понимал расширительно: обучая детей, необходимо также изучать край, его геогр и климатич. особенности, историю и культуру. По сути, школа должна превратиться во "всенаучный музей" - и только таким всесторонним, "любовным исследованием" края может быть совершено его духовное завоевание.

При этом мысль о "расширении" науч. знания через школу, через исследоват. труд учителей и учеников раскрывалась для П. лишь в перспективе высшей цели: восстановление умерших, преображения, обожения мира. В соответствии с ней П. предлагал перестроить всю систему нач, ср. и высш. школы С недостатками образоват. системы, приучающей лишь к теоретич. знанию и не открывающей смысла жизни, II связывал гл. обществ и гос неустройства России ("К пересмотру системы нашего образования", "Ас-хабад", 1901, № 186-187).

В 1904 чл. Окружного суда в Верном. В 1909 открыл при строящейся церкви нач. школу. Обучение грамоте и письму велось по богослужебным книгам, ученики совм. с учителем составляли "поминания", стараясь развить их в историю своей семьи, воспитывая в себе чувство родовой памяти, проводили метеорологич. наблюдения, занимались огородничеством ("Новая школа", там же, 1909, № 5; "По поводу книги Родионова "Наше преступление"", там же, 1910, № 17).

В 1912 переехал в г. Зарайск Рязанской губ. В последние годы жизни П. по-прежнему размышлял над проблемами образования. Одна из последних статей "Как создать национальную школу?" опубл. в "Миссионерском сборнике" (1916).

С о ч Н Ф Федоров и его книга "Философия общего дела" в противоположность учению Л Н Толстого "о непротивлении" и другим идеям нашего времени, Верный, 1912

Лит Проскурин В, Верненский книжник, "Простор", 1982, № 4, с г. о ж е, Верный, 1906 год - книга философа Федорова, А -А, 1989, Семенова С Г, Николай Федоров Творчество жизни, M, 1990, Переписка II А Флоренского и В А Кожевникова, "Вопросы философии", 1991, № 6, Hagemeister M, Nikolaj Fedorov Studien zu Leben, Werk und Wirkung, Munch, 1989

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики