ФЭНДОМ

Пери́кл (др.-греч. Περικλέης), афинский политический деятель, сын Ксантиппа, вождь демократической партии, знаменитый оратор и полководец.

После изгнания Фукидида 444 г. до н. э. управлял государством, в 445 г. до н. э. подчинил Эвбею, в 440Самос, в 445 заключил Периклов мир со Спартой.

Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и пр.). Греция при Перикле достигла высшей степени интеллектуального развития (Периклов век). Умер Перикл в 429 г. до н. э., предположительно от чумы.

Перикл принадлежал к аристократическому роду; получил разностороннее образование. С начала политической деятельности Перикл примкнул к возглавлявшимся Эфиальтом средним слоям рабовладельческой демократии, заинтересованным в росте морского могущества Афин, расширении их торговых связей.

После гибели Эфиальта Перикл возглавил афинских демократов, а с 443 г. до н. э. стал во главе афинского государства. С именем Перикла связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя: фактическая отмена имущественного ценза и замена голосования жеребьёвкой при избрании большинства должностных лиц, введение оплаты должностным лицам.

При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра (так называемый теорикон); велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам; осуществлялся вывод бедноты в так называемые клерухии (поселения). Все эти мероприятия, однако, проводились в интересах лишь полноправных граждан.

Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. В качестве стратега Перикл лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций, подавлял попытки отдельных городов выйти из Делосского союза (например, восстание на Самосе в 440 г. до н. э.). В связи с Пелопоннесской войной 431-404 гг. до н. э., вторжениями спартанцев в Аттику и тяжёлой эпидемией в осажденных Афинах положение Перикла пошатнулось.

В 430 г. до н. э. он не был избран стратегом, его обвинили в финансовых злоупотреблениях и наложили крупный денежный штраф. В 429 г. до н. э. влияние Перикла восстановилось, он вновь стал стратегом, но в том же году умер от чумы. Популярность Перикла объясняется тем, что проводившаяся им политика отвечала интересам большинства афинских граждан.

При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

Библиография Править

  • Бузескул В. П., Афинская демократия. Общий очерк, Хар., 1920; его же, Перикл. Личность. Деятельность. Значение, П., 1923;
  • Willrich Н., Perikles, Gött., 1936;
  • Sanctis G. de, Pericle, Mil. — Messine, 1944;
  • Cloché P., Le siécle de Périclés, P., 1949;
  • Homo L., Périclés, P., 1954.
  • В. Вузескул, Перикл 1889.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики