ФЭНДОМ

Lenin2

Lenin1

Памятная надпись на памятнике. Для увеличения кликнуть на фотографию

Передвижной Ленин (Механический Ленин или Ленин на колёсах) — памятник В. И. Ленину в Москве.

Это один из самых неожиданных памятников. Дело в том, что он оборудован на колесах и потому является передвижным[1][2]. Время создания памятника: 1925 год. Материал: алюминий[3] (тем не менее, некоторые современные наблюдатели считают, что памятник был сделан не из алюминия, так как за сколами серебряной краски виден какой-то другой материал[4]). Высота: 4 метра[1]. Памятник воздвигнут на волне ленинианы, организованной в СССР после смерти Ленина, рабочими паровозных и вагонных мастерских Октябрьской железной дороги в 1925 году[1]. Адрес: Москва, Комсомольская пл., д. 5[5] / Краснопрудная, Локомотивное депо Октябрьской ЖД, рядом с Ленинградским вокзалом[3]; станция метро Комсомольская (10 мин. пешком)[2]. Памятник настолько необычен, что даже не значится в реестре Комитета по охране памятников г. Москвы[2] и вообще не очень известен[1]. Четырехметровая алюминиевая фигура вождя пролетариата поставлена на высокую механизированную платформу, оборудованную колесами. Сей оригинальный монумент был изготовлен в 1925 году в мастерской С. Д. Меркулова[5], известного скульптора-монументалиста, автора множества памятников Ленину, Сталину и др. вождям советской эпохи. А уж к полученному алюминиевому изваянию рабочие соорудили целую конструкцию из шкифов, шестеренок, балок и иных железяк, хитро соединенных между собой[6][7]. Пары колес механически между собой не связаны, но на последних колесах был установлен электродвигатель. Кто был изобретателем этой удивительной конструкции, выяснить не удалось. Рукоятки и размещенные на платформе механизмы, по замыслам автора, должны были вращать постамент с памятником Ленину.[5] Сама идея такого памятника состояла в идее сделать Ленина «путешествующим» по всей стране и, соответственно, всем видимого: чтобы, не дай Бог, не остался никто неохваченный этим изваянием. По замыслу рабочих паровозных и вагонных мастерских пятого участка тяги Октябрьской железной дороги (или, скорее — того, кто им давал подобное задание), платформа с изваянием Ильича должна была буксироваться дрезиной по железным дорогам России[2]. Вечноживой Ильич мог двигаться в любом нужном — или ненужном — направлении и выделывать разные забавные кунштюки на глазах изумленной публики — например, вращаться вокруг своей оси. Приводилась в движение конструкция при помощи специальной ручки, соединенной с механизмом внутри; чтобы Ленин закрутился на месте (очевидно, как балерина в фуэте), надо было всего лишь покрутить эту ручку[8]. Четырехметровая алюминиевая фигура, да еще водруженная на высоченный крутящийся постамент на колесах, наверняка выглядела величественно и вызывала неподдельное любопытство. В годы становления советской власти этот памятник наверняка был очень удобен для проведения митингов и агитаций на каком-нибудь полустанке[1][9]. За день можно было «охватить» несколько таких небольших полустанков и станций, где еще не было своего местного памятника Ленину. Сколько километров всего успел этот необычный памятник пройти за годы своего существования — неизвестно. Ныне этот монумент Ленина стоит перед железнодорожными мастерскими в Москве[2], возле музея истории локомотивного депо станции «Москва» Октябрьской железной дороги[10], рядом с веерным депо и поворотным кругом платформами ярославского вокзала, где его можно беспрепятственно посетить[11]. Правда, многие из своих изначальных «фокусов» к настоящему времени памятник утерял; он больше не может вращаться на 360 градусов вокруг своей оси — весь механизм залит слоями склеевшей его краски, что делает невозможным вращение[5][9].

== Источники ==

Напишите здесь первый параграф вашей статьи.

Заголовок секцииПравить

Напишите здесь первую секцию вашей статьи.

Заголовок секцииПравить

Напишите здесь вторую секцию вашей статьи.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики