ФЭНДОМ

Палестина в античный период — история Палестины во времена господства греков и римлян до образования Византийской империи (IV век до н. э. — IV век н. э.).

Под грекамиПравить

Будучи верными подданными персидских царей, евреи против воли открыли перед Александром Македонским ворота Иерусалима. Как в более ранние времена, так и после смерти Александра Македонского финикийско-иудейское побережье Средиземного моря стало яблоком раздора между Египтом и Сирией. Когда Александр Македонский перенес эллинскую образованность в покоренные им восточные страны, евреи тоже усвоили себе кое-что из этой образованности, не отказываясь, однако, от своих религиозных верований, тогда как языческие народы Передней Азии приспособили почти все свои религиозные воззрения к воззрениям греков.

С 320 по 201 год до н. э. евреи были подвластны Египту, а затем в течение двух поколений принадлежали Сирии. Под скипетром царей из династии Птолемеев в Египте расцвел эллинизм. Поселившиеся там в большом числе евреи благодаря своему трудолюбию и энергической деятельности разбогатели и с течением времени создали весьма влиятельную в историческом отношении еврейско-греческую литературу. Они перевели на греческий язык Тору (т. е. Пятикнижие Моисеево). По преданию, 70 ученых евреев перевели Св. Писание для библиотеки Птолемея II (перевод Св. Писания 70 толковников, Септуагинта). Еврейские авторы написали много соч. в прозе и стихах с целью противодействия язычеству и пропаганды учения Моисеева. Авторство этих сочинений они приписывали древним греческим мудрецам, как напр. Орфею, Софоклу, Фокилиду, Гераклиту, или же выдавали их за оракулы сивилл (сивиллины книги). Такой прием был тогда в ходу и отнюдь не считался подлогом. Все эти сочинения были написаны в древнегреческом духе с таким искусством, что долгое время их считали за чисто греческие произведения, а многие отцы церкви видели в них подтверждение Моисеева учения со стороны греков. Благодаря им образованные классы языческого мира были подготовлены к принятию христианства. Еврейско-александрийские философы, приспособив к иудаизму учение о логосе, построили как бы мост от иудейства и язычества к христианству. С гораздо большим трудом новое направление умов пробивало себе дорогу в самой Палестине.

Когда Селевкиды с переменным успехом вели борьбу, за обладание Финикией и Палестиной, в сан первосвященника был возведен Симеон праведный, который предохранил народ от нравственного упадка. Он был последним членом Великого собора, место которого, по мнению некоторых, уже тогда заступило высшее судилище под названием Синедриона, получившее духовную власть в Иудее. Общественная жизнь в Палестине проникалась мало-помалу греческим духом. Даже члены первосвященнических семейств усвоили греческие нравы и обычаи и унижали свой сан нерелигиозною жизнью. Но против новаторов выступили строгие ревнители закона. Моисееву учению в его сущности и те и другие оставались верными; но мнения далеко расходились относительно устного предания, т. е. способа толкования закона писанного, а также по вопросу о допущении греческих обычаев. Вожаками массы народа были фарисеи. Они желали ограждения от всего чужого, нееврейского, требовали строгого исполнения закона, который они объясняли и истолковывали своеобразным способом, дошедшим, по их словам, преемственно от самого Моисея. Стремясь путем толкований смягчать некоторые Моисеевы предписания, они также старались сделать обязательными для всего народа многие законы о чистоте, которые первоначально установлены были для одних священников. Противоположное положение занимали саддукеи (священнические, аристократические роды, происходившие от бывшего при царе Соломоне первосвященника Цаддука, по позднейшему произношению Цаддока) и их приверженцы. Они претендовали на признание за ними исключительного права быть вождями народа, строго придерживались буквы закона, не допускали ни малейшего смягчения Моисеевых постановлений, вследствие чего, например, они относились к преступникам гораздо строже, чем фарисеи. Они утверждали еще, что часть Моисеевых постановлений обязательна только для них, избранных, а не для всего народа. Они составляли нечто в роде консервативной клерикально-аристократической партии среди тогдашних евреев. Вдали от этих направлений стояли ессеи, искавшие спасения в отчуждении от мира и в самоотречении. Направление их можно рассматривать как одухотворение фарисейства с сильною наклонностью к аскетизму. Сначала партии эти мирно уживались рядом; вражда между ними возникла вследствие важных политических событий.

Сирийский царь Антиох Епифан, пытался насильно навязать евреям не только греческий язык и обычаи, но и греческий культ. Жестокие гонения на тех, которые, несмотря ни на какие обольщения, оставались верными вере отцов, возбудили вооруженное восстание. Небольшая горсть земледельцев, ремесленников и т. п. людей под предводительством Иуды Маккавея и его братьев в нескольких сражениях разбила наголову сирийские войска и обратила их в бегство, очистила оскверненный идолопоклонством храм и вновь посвятила его Богу (165 до н. э.). По смерти Иуды народом руководил во время новых бедствий брат его Ионафан (160—143 до н. э.). Плоды того, что они вместе посеяли, созрели лишь для третьего брата, Симона (143—135 до н. э.). Благодаря своей осмотрительности и выдающимся способностям он сделался князем своего народа. Высший расцвет Маккавеевской эпохи относится ко времени сына Симонова — Иоанна-Гиркана (135—106 до н. э.), который с княжеским достоинством соединил в своем лице и сан первосвященника. Изменою принципам фарисеев Гиркан отвратил, однако, от себя сердца народа. Сыновья его, приверженцы саддукейских воззрений, Аристобул (106—105 до н. э.) и Александр-Яннай (105—79 до н. э.), отличались тщеславием и властолюбием; против последнего восстал народ. После его смерти в правление вдовствующей царицы Саломеи-Александры (79—70 до н. э.) господствовал внутренний мир, но при её сыновьях, Гиркане II и Аристобуле II (70—40 до н. э.), вспыхнула гибельная война между братьями. Она возгорелась и поддерживалась благодаря интригам иностранца, идумеянина Антипатра. Особенно на руку это было римлянам.

Под римлянами Править

Призванный на помощь обоими братьями, Гней Помпей в 63 году до н. э. подошел к Иерусалиму, объявил Иудею данницей Рима и назначил слабохарактерного Гиркана этнархом (наместником) и первосвященником. В Антипатре и сыне его Ироде Рим нашел послушные орудия для своих целей. Ирод путем насилий и злодеяний завладел в 37 году престолом. Всё его 33-летнееправление было непрерывною цепью преступлений.

По смерти Ирода сыновьям его Архелаю (6 н. э.), Филиппу (34) и Ироду Антипе (39) предоставлена была призрачная власть в некоторых областях страны. Римляне скоро находили предлог к отрешению этих князей, одного за другим, от власти и поручали управление их областями римским наместникам. Из них самую печальную известность приобрел Понтий Пилат: он приговорил Иисуса Христа к распятию, когда, с одной стороны, бóльшая часть народа, жаждавшего спасения, признавала Его Мессией, а с другой, саддукейское священство относилось к Нему особенно враждебно. Еще только один раз наследие Ирода было соединено в руках его внука Агриппы I (37—44), царствование которого было последним светлым лучом перед падением государства. Когда Калигула потребовал от всех народов Римской империи, чтобы они признали его божеством и выставили в своих храмах его статую для поклонения как божеству, все беспрекословно повиновались этому повелению; одни только Е. этому воспротивились, объявив готовность скорее умереть, нежели осквернить свое святилище. Агриппе, который был товарищем Калигулы в разврате, удалось отвратить от своего народа гнев императора. По смерти Агриппы были опять назначены римские наместники, жестокое обращение которых побудило оскорбленный народ к восстанию. После нескольких битв, в которых римские войска потерпели чувствительный урон, Нерон послал (67) в Палестину лучшего своего полководца Веспасиана, который после продолжавшихся два года военных действий в Галилее был провозглашен солдатами римским императором и поручил сыну своему, Титу, покорение Иудеи. В 70 г. пал Иерусалим, вслед за тем был взят штурмом храм, последнее убежище отчаянно сражавшегося народа. Иосиф Флавий, описывая взятие Иерусалима и сожжение храма, приводит черты величайшего героизма, выказанного евреями при защите святого города. Вместе с тем, несмотря на попытки оправдать Тита и римлян, он упоминает о страшной жестокости победителей. В Риме до сих пор существует триумфальная арка, через которую Тит шествовал в сопровождении военнопленных евреев, несших храмовые сокровища.

Несмотря, однако, на совершенное уничтожение еврейского государства и на разрушение храма, духовная и религиозная жизнь народа вообще осталась нетронутою благодаря тем дальновидным людям, которые вовремя перенесли духовное наследие прошлого под сень молитвенного дома и школы. Мудрый и терпеливый Гилель, современник Ирода, дал изучению закона новое развитие. Отличавшиеся добродетелями и ученостью сыновья и внуки его ревностно продолжали действовать в его духе. Уже в течение последних 200 лет до падения государства основаны были школы, главы которых считались носителями духовных сокровищ народа. Эта аристократия учености и благочестия стала опорою иудейства. Когда падение Иерусалима стало неизбежным, Раббан Иоханан бен Заккай был вынесен своими учениками под видом покойника за городские ворота. Позже с разрешения римлян он основал школу в городе Ябне (Ямнии), который вскоре стал местопребыванием синедриона. Отсюда объявлялось жившим в рассеянии евреям наступление новолуния и праздников, что в то время определялось только синедрионом в Палестине. Сюда вносились также издавна определенные в пользу храма сборы и повинности. Беспредельная преданность евреев своей вере возбуждала иногда в высших образованных классах греко-римского мира такое удивление, что не мало знатных лиц обоего пола (в том числе даже стоявшие близко к престолу) переходило в еврейскую веру. О подобных переходах сохранились свидетельства не только в древней раввинской литературе, но и в надгробных надписях, а также у римск. сатириков времен императоров. Еще раньше, во время земной жизни Иисуса Христа, вся царская фамилия в Адиабене, на реке Тигре, перешла вместе с значительною частью народа в еврейскую веру. Елена, мать адиабенских царей Изата и Монобаза, жила большей частью в Иерусалиме, делала богатые пожертвования на храм, исполняла обет назарейский и велела похоронить себя в окрестностях Иерусалима. Во время войны с римлянами многие храбрые люди из Адиабены поспешили на помощь своим единоверцам в Палестине.

Стремление к политической самостоятельности не угасло, однако, в среде Е. Поборы и насилия римлян вызывали частые восстания, распространявшиеся по всем областям. Часто возникавшая и опять исчезавшая надежда на восстановление храма постепенно накопляла злобу в сердцах. Эта злоба не замедлила вспыхнуть, лишь только появился смелый, неустрашимый рабби Акиба. Он объявил ставшего во главе восстания (132) Бар-Кохбу ожидаемым Мессией, и возбудил самые смелые надежды в сердцах упоенных первыми успехами победителей. Недисциплинированные толпы Е. в течение более двух лет сражались с римскими легионами и неоднократно наносили им поражения. Император Адриан вызвал из Британии своего лучшего полководца Севера и послал его в Палестину. Более года Бар-Кохба отчаянно сопротивлялся в крепости Бетар, пока наконец в 135 году не пал под развалинами взятой штурмом крепости. Адриан жесточайшим образом наказал евреев за это последнее их восстание. С целью уничтожения еврейской религии он воспретил под страхом смертной казни как исполнение обрядов веры, так и преподавание и изучение Моисеева закона. Иерусалим он превратил в языческий город, запретил в нём проживание евреев и назвал его Элия Капитолина. Законы Адриана против еврейской религии были отменены в царствование кроткого императора Антонина Пия, а с наступлением более мирного времени Е. получили возможность восстановить синедрион и развить законоизучение в школах. В числе ученых, с именем которых связано построение всей системы законоизучения, самым выдающимся следует признать рабби Иегуда га-Насси, потомка Гилеля и упоминаемого в Деяниях Апост. Гамалиила. Он собрал выводы своих предшественников по отношению к толкованию Моисеевых законов и кодифицировал их в книге, названной Мишна (около 200). Все разъяснения писанного закона и дополнения к нему, служившие руководством в религиозной практике, были расположены по предметам и разделены на шесть частей (седарим), из которых каждая, в свою очередь, распадается на трактаты, главы и статьи. В этой форме Мишна стала предметом изучения в школах и общепризнанным сводом законов для всего еврейства. Никогда не быв введенною как законодательный акт авторитетною властью, она тем не менее сохранила свое значение по настоящее время. Уважение, которым пользовался еврейский патриархат при жизни рабби Иегуды, оставались за ним и при преемниках Иегуды, поселившихся в Тивериаде. Император Александр Север украсил общественные здания и свой дворец изречением Гилеля: «что тебе не любо, того не делай своему ближнему». Терпимость к евреям прекратилась с IV веке н. э.

Константин и его сыновья создали различные исключительные законы, имевшие целью уронить положение евреев как в экономическом, так и в общественном отношении. Когда вследствие военных замешательств стало невозможно отправлять из Палестины в евфратские страны посланцев для возвещения времени наступления праздников, патриарх Гилель II обнародовал простые календарные правила, с помощью которых каждый еврей мог сам вычислять время наступления новолуний и праздников. Благодаря этим правилам внепалестинские евреи, до тех пор зависевшие от синедриона, стали самостоятельными.

Император Юлиан благоволил к евреям, но они не решались воспользоваться дозволением его вновь отстроить храм, так как сомневались в возможности осуществить этот план, доколе не явится ожидаемый ими спаситель из рода Давидова. Когда варвары стали вторгаться в пределы Римской империи, они везде находили небольшие еврейские поселения. В Италии, в Южной Галлии, на Пиренейском полуострове, в Германии (напр. в Кельне, на Рейне) было уже в начале IV века значительное число евреев, которые пользовались равными правами с прочим населением; в это положение вещей и новые германские властители не внесли никаких изменений. Ограничение прав евреев продолжалось, между тем, в Восточной Римской империи. Феодосий II (439) лишил своих подданных-евреев всех гражданских прав, исключил их из государственной службы, стеснил свободу исполнения ими религиозных обрядов и воспретил постройку синагог. Ввиду усиливающегося гнета законоучители того времени собрали имевшиеся религиозные традиции и разъяснения Моисеевых законов, приурочив этот сборник к Мишне в виде приложения, по порядку статей. Собранные таким образом постановления Мишны вместе с разъяснениями образуют Талмуд Иерусалимский, который не был доведен до конца и в первоначальном своем виде не вполне сохранился.

Евреи в ВавилонииПравить

На восточной границе Римской империи парфяне и персы, населявшие страны, омываемые Евфратом, сохранили свою самостоятельность. Среди них жили со времен Навуходоносора многочисленные потомки уведенных из Иерусалима в плен евреи Занимаясь земледелием и ремеслами, они достигли благосостояния и жили мирно под управлением своего «Князя Диаспоры» (Реш Голута), который слыл потомком Давида. Любознательные молодые люди из Вавилонии отправлялись к знаменитым учителям в Палестину, принося оттуда в училища своей родины новые взгляды в деле изучения закона. В то время, как в Палестине смуты и преследования все усиливались, изучение закона нашло себе в Вавилонии безопасное убежище, и вскоре высшие школы в Суре, Негардее и Пумбедите далеко переросли палестинские школы. Соревнование вызвало здесь к жизни целую градацию должностей и степеней. Верховным светским сановником оставался князь Диаспоры (Эксиларх); высшее место после него занимали ученые, стоявшие во главе ученых собраний; на третьей ступени стояли учителя, весной и осенью, т. е. перед началом и по окончании полевых работ, читавшие публичные лекции, на которые собиралось почти все местное население. Князю Диаспоры принадлежало право назначения судей в каждую местность, так как тамошние евреи имели тогда (как и позднее, во время Арабского халифата) свою собственную юрисдикцию. В эту эпоху появились исследователи закона, которые сделались творцами новой системы. Материала накопилось к тому времени столько, что он нуждался в пересмотре; разнообразие предметов требовало их систематизирования. Рав Агии, глава школы в Суре, на Евфрате, начал собирать все разъяснения и дополнения, сделанные к Мишне в течение столетий в школах палестинских и вавилонских, и располагать их, придерживаясь порядка Мишны, в виде как бы комментария к ней.

После смерти Рав Агии (427) преемники его продолжали это дело; но вследствие вспыхнувшего и в Персии, в царствование Иездигерда III, около 455 года, гонения на евреев работа эта была прервана. Гонение возобновилось в царствование Фируца, около 470 года; евреям возбранено было соблюдать субботний покой, некоторые главы школ брошены были в темницу и казнены, самые школы разрушены, а собрания учителей запрещены. Позднейшие учители, по мере возможности, продолжали начатую работу приблизительно до 500 года, но без особой энергии. Все это собрание, известное под названием Талмуда Вавилонского, тоже никогда не было завершено. В большинстве случаев контроверсы вполне или отчасти сохранены, но окончательного решения их нет. Некоторые раввины VI в. сделали еще небольшие, несущественные дополнения к талмуду. Для тогдашнего положения евреев в Вавилоне весьма характерно, что в многотомном талмуде с его трактатами по еврейскому гражданскому праву почти нет никаких постановлений, относящихся к торговле. Речь идет только о купле-продаже недвижимостей, особенно пахотной земли, об арендаторах полей, виноградников, фруктовых садов и об управляющих ими, о купле-продаже земледельческих орудий, рабочего скота, домашних животных, удобрения и т. п. Очевидно, тамошние евреи в то время занимались не торговлей, а сельским хозяйством, как, впрочем, было отчасти и в Европе до XI века.

См. такжеПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики