ФЭНДОМ

Павел Карлович Ште́рнберг (1865, Орёл, — 1920, Москва) — советский астроном, революционный и государственный деятель, член Коммунистической партии с 1905 г. В 1887 г. окончил Московский университет и был назначен ассистентом обсерватории университета. С 1890 г. - приват-доцент университета и одновременно астроном-наблюдатель Московской обсерватории. В 1899—1900 гг. возглавил Комиссию по разработке программы по астрономии для средних учебных заведений.

После событий 1905 г. включился в подпольную борьбу Московской большивистской организации, по заданию которой осуществил смелое мероприятие по съемке детального плана Москвы (1907). Был избран гласным Московской городской думы по большевистскому списку. В дни восстания 1917 г. был назначен уполномоченным партийного центра восстания по Замоскворецкому району. В 1918 г. возглавил Отдел высшей школы Народного комиссариата просвещения. Нараду с революционно политической работой не прекращал научной и педагогической деятельности. С 1914 г. — экстраординарный, а с 1917 г. — ординарный профессор Московского университета. В 19161917 гг. — директор Московской обсерватории.

Научные работы относятся к изучению вращательного движения Земли, фотографической астрономии, гравиметрии. За свои гравиметрические определения в ряде пунктов европейской части России с маятником Репсольда получил медаль Русского географического общества. В 1892—1903 гг. выполнил капитальное исследование "Широта Московской обсерватории в связи с движением полюсов".

Фотографические наблюдения двойных звезд, которые проводил Штернберг, были одними из первых в науке строго разработанными попытками использования фотографических методов для точных измерений взаимного положения звездных пар. Полученные им сотни фотоснимков двойных звезд и других объектов служат и до настоящего времени хорошим материалом для специальных исследований.

В 1913 г. Штернбергу была присвоена степень доктора астрономии в связи с защитой диссертации "Некоторые применения фотографии к точным измерениям в астрономии".

Последний и самый напряженный год своей жизни Штернберг провел в рядах Красной армии и внес свой вклад в разгром Колчака и установлению Советской власти в Сибири.

Имя П.К. Штернберга носит государственный астрономический институт Московского университета.

ЛитератураПравить

Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. "Астрономы. Биографический справочник" // Наукова думка, Киев, 1976 г.

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики