ФЭНДОМ

Пётр Васильевич Орешин
Пётр Васильевич Орешин (поэт)
Дата рождения:

28.7.1887 (16)

Место рождения:

Аткарск, Саратовская губерния

Дата смерти:

15.3.1938

Место смерти:

СССР

Гражданство:

российское, советское

Род деятельности:

русский поэт

Направление:

Новокрестьянская поэзия

Язык произведений:

русский

Подпись:

Автограф Орешина Петра

Пётр Васи́льевич Оре́шин (16 (28) июля 1887, Аткарск, Саратовская губерния — 15 марта 1938, СССР) — русский и советский поэт и прозаик.

Основные направления его творчества — это поэтизация природы, сельского быта. Наиболее это выражено в книгах «Ржаное солнце» (1923), «Соломенная плаха» (1925), «Родник» (1927), «Откровенная лира» (1928). Также он писал поэмы на историко-революционные темы, автобиографическую прозу. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Клычков Орешин Клюев

Сергей Клычков, Пётр Орешин, Николай Клюев, 1929 год

Биография Править

Родился в городе Аткарск Саратовской губернии. Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку. Всю свою жизнь он проработал приказчиком. Мать, Агафья Петровна, шила на продажу ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой.

Пётр на 9-м году был отдан в начальную школу, кончил её с «первой наградой» и 12-летним попал в городскую 4-классную школу. Но этой школы, за недостатком средств, не окончил и вышел через три года, хотя и сдал экзамены за третий класс. На 16-м году попал в школу бухгалтерии, но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе.

Первые творческие успехи пришли в 1911 году, когда он начал печататься в «Саратовском Листке» и «Саратовском вестнике».

В 1913 году Орешин переезжает в Петербург, служит в конторе, печатается в журналах «Вестник Европы», «Заветы».

В 1914 году Орешина призывают в армию. Рядовым маршевой роты он участвовал в боях Первой мировой войны, был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами.

Жена — писательница Людмила Григорьева (ум. 1917).

В 1918 году Орешин издаёт две книги стихов. Первая называлась «Зарево». На неё откликнулся рецензией С. Есенин. Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.

В 1920-е годы поэт активно сотрудничает со столичными и саратовскими издательствами. Ведёт активную пропагандистскую работу, пишет очень много. Печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят книги его стихов. По инициативе Орешина при Московском Пролеткульте была создана секция крестьянских писателей. В 1924 году в Москве был издан сборник «Творчество народов СССР». Орешин был не только составителем этой книги, но и автором многих переводов фольклорных произведений различных народов страны.

В 1937 г. Петр Орешин был арестован, в начале 1938 — расстрелян. Реабилитирован в 1956 году[1].

Руководящие критики клеймили Орешина, однако он оказал значительное влияние на развитие крестьянской темы в советской литературе (А. Твардовский, М. Исаковский).[2]

Адреса в Петрограде Править

  • 1917—1918 годы — 7-я Рождественская улица, 40.

Сочинения Править

Обложка книги стихотворений Орешина

Обложка книги стихотворений Петра Орешина

  • Зарево, П., 1918
  • Красная Русь. М.,изд. ВЦИК, 1918
  • Дулейка, Саратов, "Центропечать", 1920
  • Березка, Саратов, 1920
  • Набат, Саратов, 1921
  • Мы, Саратов, 1921
  • Голод, М., 1921
  • Корявый, М., Гиз. 1922
  • Алый храм, М., Гиз, 1922
  • Микула, М., КН, 1922
  • На голодной земле, М. 1922
  • Радуга, М., Гиз, 1922
  • Человек на льдине, М. 1923
  • Собрание сочинений В 4-х томах:
    • Ржаное солнце, 1923
    • Соломенная плаха, 1924
    • Родник, 1927
    • Откровенная лира, 1928
  • Ничего не было. Повесть, 1926
  • Злая жизнь. Повесть, 1931
  • Вторая трава. М., МТП, 1933
  • Под счастливым небом, 1937

Посмертные издания Править

  • Стихотворения и поэмы, 1958
  • Повести и рассказы, 1960
  • Стихи, 1964
  • Избранное, 1968

Примечания Править

  1. Орешин Петр Васильевич ::: Мартиролог: Жертвы политических репрессий, расстрелянные и захороненные в Москве и Московской области в период с 1918 по 1953 год
  2. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 297.

Ошибка скрипта

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики