ФЭНДОМ

Организация по безопасности
и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE)

Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe
Organisation für Sicherheit und Zusammenarbeit in Europa
Organizzazione per la Sicurezza e la Cooperazione in Europa

Organización para la Seguridad y la Cooperación en Europa

350px px

     Государства-участники ОБСЕ      Партнёры по сотрудничеству
Членство:

57 государств-участников
11 партнёров по сотрудничеству

Штаб-квартира:

Вена, Австрия

Руководители
Председатель

Flag of Switzerland Дидье Буркхальтер

Генеральный секретарь

Flag of Italy Ламберто Заньер

Директор БДИПЧ

Flag of Slovenia Янош Ленарчич

Представитель по вопросам
свободы СМИ

Flag of Bosnia and Herzegovina Дунья Миятович

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств

Flag of Finland Астрид Турс

Основание
СБСЕ1

Июль 1973

Хельсинкский Заключительный акт

30 июля1 августа 1975

Парижская Хартия

21 ноября 1990

ОБСЕ

Январь 1995

osce.org
Commons-logo [[Commons:Category: Ошибка скрипта|Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе]] на Викискладе

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe — CSCE).

История Править

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа:

  1. 3 — 7 июля 1973Хельсинки — совещание министров иностранных дел,
  2. 18 сентября 1973 — 21 июля 1975Женева — внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
  3. 30 июля — 1 августа 1975 года в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).
Последующие встречи

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:

  • 1977—1978 — Белградская,
  • 1980—1983 — Мадридская,
  • 1984 — Стокгольмская,
  • 1986 — Венская.
  • 19-21 ноября 1990Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание холодной войны), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и Организации Варшавского договора), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.
  • 10 сентября — 4 октября 1991Московское третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе — в 1990 в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.
  • 1992Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен», который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
  • 1992 — Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.
  • 1993Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму — источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ — институт постоянных представителей государств-участников.
  • 1994Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе[1]. Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).
  • 1995 — Будапештская встреча СМИД.
  • 2-3 декабря 1996Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии.
  • 1997Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.
  • 1998 — Встреча СМИД ОБСЕ в Осло. Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ. На встрече значительное внимание уделено проблемам Косово, конфликтным ситуациям в СНГ.
  • 18-19 ноября 1999Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин. Приняты Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя политические обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.
  • 2000 — встреча СМИД в Вене. Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи — министерскую декларацию.
  • 2001 — встреча СМИД в Бухаресте. Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия, Молдавия, Нагорный Карабах, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).
  • 12 июня 2002Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.
  • 2003 — встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.
  • 15 января 2004 — заседание Постоянного совета ОБСЕ — Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ — создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.
  • 2004 — встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией» на Украине. Заключительный документ был заблокирован.
  • 3 июля 2004 — в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам». Россия на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю в нём, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9 %.
  • 2005 — заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план — «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствие единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМГрузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.
  • 5 декабря 2006 — на заседании СМИД ОБСЕ Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.
  • 26 октября 2007Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. 30 ноября на саммите глав МИД стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.
  • 16 ноября 2007Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию.
  • 7 февраля 2008Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на выборы президента России.
  • 3 июля 2009 — парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция «О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке».
  • 1 декабря 2010 — в городе Астана (Казахстан) после 11 летнего перерыва прошёл саммит ОБСЕ.[2]

Структура Править

Файл:OSCE-Permanent Council.JPG
Файл:OSCE-kazakhstan 2010.jpg

Основными органами организации являются:

  • Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
  • Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
  • Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).

Руководство Править

Действующий председатель Править

Действующий председатель (англ. Chairperson-in-Office, CiO; им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.

В 2010 году действующим председателем ОБСЕ был представитель Казахстана (впервые для республик бывшего СССР), в 2011 году — министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис[3]. В 2012 году председательство в ОБСЕ перешло к Ирландии, а в 2013 году перешло к Украине[4]. На заседании Совета министров ОБСЕ в начале декабря 2013 года в Киеве председателем ОБСЕ в 2014 году была выбрана Швейцария во главе с действующим Президентом страны Дидье Буркхальтером[5].

Генеральный секретарь Править

Генеральный секретарь — возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:

Государства-участники Править

Участники ОБСЕ Править

Государство Дата вступления Государство Дата вступления
АвстрияFlag of Austria Австрия 25 июня 1973 Шаблон:Флагификация/Macedonia 12 октября 1995 </tr> АзербайджанFlag of Azerbaijan Азербайджан 30 января 1992 МальтаFlag of Malta Мальта 25 июня 1973 </tr> Шаблон:ALB 19 июня 1991 МолдавияFlag of Moldova Молдавия 30 января 1992 </tr> АндорраFlag of Andorra Андорра 25 апреля 1996 МонакоFlag of Monaco Монако 25 июня 1973 </tr> АрменияFlag of Armenia Армения 30 января 1992 Шаблон:NLD 25 июня 1973 </tr> БелоруссияFlag of Belarus Белоруссия 30 января 1992 НорвегияFlag of Norway Норвегия 25 июня 1973 </tr> БельгияFlag of Belgium Бельгия 25 июня 1973 ПольшаFlag of Poland Польша 25 июня 1973 </tr> БолгарияFlag of Bulgaria Болгария 25 июня 1973 ПортугалияFlag of Portugal Португалия 25 июня 1973 </tr> Шаблон:Флаг Боснии Босния и Герцеговина 30 апреля 1992 РоссияFlag of Russia Россия 30 января 1992 </tr> Шаблон:VAT 25 июня 1973 РумынияFlag of Romania Румыния 25 июня 1973 </tr> ВеликобританияFlag of the United Kingdom Великобритания 25 июня 1973 Шаблон:SMR 25 Июня 1973 </tr> ВенгрияFlag of Hungary Венгрия 25 июня 1973 Шаблон:SRB 25 июня 1973 </tr> ГерманияFlag of Germany Германия 25 июня 1973 Шаблон:SVK 1 января 1993 </tr> ГрецияFlag of Greece Греция 25 июня 1973 Шаблон:SVN 24 марта 1992 </tr> ГрузияFlag of Georgia Грузия 24 марта 1992 СШАFlag of the United States США 25 июня 1973 </tr> ДанияFlag of Denmark Дания 25 июня 1973 ТаджикистанFlag of Tajikistan Таджикистан 30 января 1992 </tr> ИрландияFlag of Ireland Ирландия 25 июня 1973 ТуркменияFlag of Turkmenistan Туркмения 30 января 1992 </tr> Шаблон:ISL 25 июня 1973 ТурцияFlag of Turkey Турция 25 июня 1973 </tr> ИспанияFlag of Spain Испания 25 июня 1973 УзбекистанFlag of Uzbekistan Узбекистан 30 января 1992 </tr> ИталияFlag of Italy Италия 25 июня 1973 УкраинаFlag of Ukraine Украина 30 января 1992 </tr> КазахстанFlag of Kazakhstan Казахстан 30 января 1992 ФинляндияFlag of Finland Финляндия 25 июня 1973 </tr> КанадаFlag of Canada Канада 25 июня 1973 ФранцияFlag of France Франция 25 июня 1973 </tr> Шаблон:CYP 25 июня 1973 Шаблон:HRV 24 марта 1992 </tr> КиргизияFlag of Kyrgyzstan Киргизия 30 января 1992 Шаблон:MNE 22 июня 2006 </tr> ЛатвияFlag of Latvia Латвия 10 сентября 1991 ЧехияFlag of the Czech Republic Чехия 1 января 1993 </tr> ЛитваFlag of Lithuania Литва 10 сентября 1991 ШвейцарияFlag of Switzerland Швейцария 25 июня 1973 </tr> Шаблон:LIE 25 июня 1973 ШвецияFlag of Sweden Швеция 25 июня 1973 </tr> ЛюксембургFlag of Luxembourg Люксембург 25 июня 1973 ЭстонияFlag of Estonia Эстония 10 сентября 1991 </tr> Шаблон:Флаг Монголии Монголия 21 ноября 2012 </tr>

Партнеры по сотрудничеству Править

Средиземноморские Год Азиатские Год
Шаблон:Флаг Алжира Алжир   Шаблон:Флаг Афганистана Афганистан 2003</tr> Flag of Egypt Египет 1995 </tr> Flag of Israel Израиль   Flag of South Korea Южная Корея 1994</tr> Flag of Jordan Иордания   Шаблон:Флаг Таиланда Таиланд 2000</tr> Flag of Morocco Марокко   Flag of Japan (bordered) Япония 1992</tr> Шаблон:Флаг Туниса Тунис Flag of Australia Австралия 2009 </tr>

Официальные языки Править

Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются:

Сводный бюджет Править

Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций. Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро. Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 800 евро. Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.

Официальные документы Править

Основные цели и задачи Править

Файл:Soviet Union stamp 1985 CPA 5656.jpg

Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

  • «Первая корзина», или политико-военное измерение:
    • контроль над распространением вооружений;
    • дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
    • меры по построению доверительных отношений и безопасности;
  • «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
  • «Третья корзина», или человеческое измерение:[6]

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера[7], но имеют большое политическое значение.

Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.

Критика Править

По мнению депутата Европарламента Поль-Мари Куто (01.03.2008): «По сути ОБСЕ является отражением интересов США, которые хотят разделить Европу на два лагеря и поссорить их… США заинтересованы в разделе Европы и изоляции бывших советских республик, чтобы опровергнуть принцип европейского единства, провозглашенный ещё генералом де Голлем». При этом Поль-Мари Куто уточняет, что «это единство включает в себя и Россию»[8].

См. также Править

Сноски и источники Править

  1. Против переименования выступало единственное государство-участник — Мальта, мотивировавшая это тем, что в мальтийском языке соответствующая аббревиатура звучит непристойно. Но в конце концов мальтийскую делегацию удалось переубедить.
  2. "Назарбаев и Медведев обсудили подготовку к саммиту ОБСЕ" (in ru). Политика («Новости и события Казахстана»). 2010-11-04. http://kaz-news.info/2010/11/nazarbaev-i-medvedev-obsudili-podgotovku-k-sammitu-obse/. Retrieved 2011-03-13. "Астанинский саммит будет седьмым в истории Организации. Предыдущие саммиты проводились в 1975 году в Хельсинки, в 1990 году в Париже, в 1992 году в Хельсинки, в 1994 году в Будапеште, в 1996 году в Лиссабоне и в 1999 году в Стамбуле." 
  3. Безопасность и укрепление демократии — приоритеты Литвы в качестве председателя ОБСЕ в 2011 году.
  4. Украина стала председателем ОБСЕ.
  5. "Швейцария стала председателем ОБСЕ". АиФ. 02 января 2014. http://www.aif.ru/politics/world/1077373. 
  6. Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2006. Т. 1 Т. 2
  7. Справочник ОБСЕ ISBN 3-902107-00-6
  8. Депутат Европарламента считает, что наблюдатели ОБСЕ не заслуживают доверия — ИА ВолгаИнформ

Ссылки Править

  1. Википедия Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе адрес
  2. Викисловарьадрес
  3. Викицитатникадрес
  4. Викиучебникадрес
  5. Викитекаадрес
  6. Викиновостиадрес
  7. Викиверситетадрес
  8. Викигидадрес

Выделить Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и найти в:

  1. Вокруг света по безопасности и сотрудничеству в Европе адрес
  2. Академик по безопасности и сотрудничеству в Европе/ru/ru/ адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы по безопасности и сотрудничеству в Европе+&search адрес
  5. Научная Россия по безопасности и сотрудничеству в Европе&mode=2&sort=2 адрес
  6. Кругосвет по безопасности и сотрудничеству в Европе&results_per_page=10 адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традицияадрес
  9. Циклопедияадрес
  10. Викизнаниепо безопасности и сотрудничеству в Европе адрес
  1. Google
  2. Bing
  3. Yahoo
  4. Яндекс
  5. Mail.ru
  6. Рамблер
  7. Нигма.РФ
  8. Спутник
  9. Google Scholar
  10. Апорт
  11. Онлайн-переводчик
  12. Архив Интернета
  13. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  14. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов

Комментарии читателей:Править