ФЭНДОМ

Орбели Иосиф Абгарович [8(20) марта 1887, Кутаиси - 2 февраля 1961, Ленинград], русский востоковед и общественный деятель, академик АН СССР (1935), академик АН Армянской ССР и её первый президент (1943-47), в 1934-51 директор Эрмитажа. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь во время блокады в Ленинграде, вёл большую работу по сохранению музейных ценностей; после войны руководил восстановлением Эрмитажа. В 1911 окончил Петербургский университет. В 1914-31 доцент и профессор Петербургского, позднее Ленинградского университета. С 1920 работал в Государственном Эрмитаже, где создал отдел Востока - крупнейший тогда центр советского востоковедения. В 1955-60 декан восточного факультета ЛГУ, в 1956-61 заведующий Ленинградским отделением института народов Азии АН СССР. Основные исследования посвящены кавказоведению, истории средневековой культуры Ближнего Востока; особенную ценность представляют его исследования по сасанидской и сельджукской культурам. Со студенческих лет участвовал в археологическом изучении средневекового г. Ани; был ближайшим сотрудником Н. Я. Марра. Вёл раскопки в районе озера Ван (1916, Турция) и в Армении (1929, 1936 и позднее). Ряд работ О. посвящен средневековой культуре, армянской эпиграфике, народному эпосу, курдскому языку, архитектуре Грузии и Армении. Орбели вёл большую педагогическую работу и создал школу советских кавказоведов, для которой характерно сочетание работы в области материальной культуры и филологии. Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Литература Править

  • Избранные труды, Ер., 1963
  • Надписи Мармашена, П., 1914
  • Сасанидский металл, М. - Л., 1935 (совм. с К. В. Тревер)
  • Проблема сельджукского искусства, в сборнике: [Труды] III Международного конгресса по иранскому искусству и археологии, М. - Л., 1939
  • Басни средневековой Армении, М. - Л., 1956
  • Юзбашян К. Н., Академик И. А. Орбели, М., 1964

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики