ФЭНДОМ

Agate banded 750pix

Кальцитовый оникс, полированый срез. "en:Banded agate". Образец длиной 2.5

Оникс - поделочный камень, наряду с агатами, - один из наиболее широко распространённых.

Дальше написано трудночитаемое описание для зануд. Вобщем это очень красивый поделочный камень, интересный и успокаивающий.

Сам термин "Оникс" непростой в том плане, что в связи с ним часто происходит терминологическая путаница и нестыковки значений из разных источников. Вообще термин этот древний, но относится он не столько к конкретному минералу, сколько к виду поделочного сырья в ювелирном деле: полосчатый, в основном параллельно-полосчатый, с относительно (по сравнению, например, с агатом) толстыми разноокрашенными слоями. В ряде случаев под названием "оникс" подразумевают камни, используемые в качестве поделочных, в ювелирном деле: это либо полосчатый, в основном параллельно-полосчатый халцедон с кварцем, с относительно (по сравнению с агатом) толстыми, разноокрашенными слоями. В отличие от агата, слои которого сложены плотно сросшимися тонковокнистыми сферолитами халцедона, ониксы представляют собой, как правило, более крупнокристаллические параллельно-шестоватые агрегаты. "Оникс" бывает не только кварцевый или халцедоновый, но и кальцитовый, арагонитовый, "мраморный" и т. д.

Цвет - коричневый с белыми и черными узорами, красно-коричневый, коричнево-жёлтый, медовый, белый с желтоватыми или розоватыми прослоями. Для оникса особо характерны плоскопараллельные слои разного цвета.

Сардоникс - вариация, цвет которой более тёмный, оранжево-красный, иногда почти красно-чёрный.

Файл:AgateOnyxSl-.jpg
Файл:Calcite-Onyx.jpg

История, культурологияПравить

Оникс - один из "Библейских камней". Из Библии известно, что наперсник Первосвященника, в котором он отправлял богослужение Иегове, был украшен двенадцатью цветными камнями, среди которых был и оникс. Кстати, само название "наперсник" несколько неточное, По Rebbenu Bachya, слово Shoham в стихе Исход 28:20 означает "Оникс" и является камнем на богато вышитом одеянии еврейских священников в древности (Ephod), дар Иосифа (на плечах одеяния было два камня Shoham).

МестонахождениеПравить

ПрименениеПравить

Агатовый и сердоликовый оникс ("сардоникс", "сард") использовался людьми с доисторических времён для изготовления небольших резных художественных украшений (глиптика), а также резных цилиндрических печатей. Кальцитовые ( мраморный и др.) виды ониксов шли раньше, да и теперь широко используются в более крупных изделиях: это всевозможная мелкая и средняя пластика, ониксовые вазы, шкатулки, подсвечники, столешницы и тд. Применяется также в мозаике и облицовке. Сравнительно недорогой поделочный камень. Из оникса часто вырезают разнообразные ювелирные изделия, из наиболее редких и качественных сортов сардоникса - камеи, в которых более высокая часть темного изображения контрастирует со светлым фоном.

См. такжеПравить

de:Onyx (Mineral) en:Onyx es:Ónix fa:عقیق سلیمانی fi:Onyksi fr:Onyx (minéral) he:שוהם lt:Oniksas lv:Onikss nl:Onyx (mineraal) pl:Onyks pt:Ónix

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики