ФЭНДОМ

Нью-Йо́рк (англ. New York City) — город в США, один из крупнейших мегаполисов мира. Население 8,2 млн человек (2003). Расположен в юго-восточной части штата Нью-Йорк на берегу Атлантического океана. Административно разделен на 5 районов: Манхэттен, Бронкс, Бруклин, Квинс, Статен-Айленд.

Нью-Йорк был основан в начале XVII века голландскими колонистами, первоначальное название — Новый Амстердам.

Основные достопримечательности расположены в Манхэттене. Среди них: исторические небоскребы (Эмпайр-Стейт-Билдинг, Крайслер-Билдинг), здание железнодорожного вокзала Гранд Централ, Рокфеллер-Центр, художественный Музей Метрополитен, Метрополитен-Опера, Музей Соломона Гуггенхайма (живопись), Американский Музей Естествознания (скелеты динозавров и планетарий), штаб-квартира ООН, Гарлем (бывшее негритянское гетто).

История города Нью-Йорка Править

Об использовании названия Нью-Йорк в истории см. примечание [1]

Перевод английской статьи: en:New York City#History of New York City
См. также Манхэттен. История

На территории, которую сегодня занимает город Нью-Йорк, задолго до появления здесь европейцев жили такие индейские племена, как Манахаттоу и Канарси. Это подтверждают находки наконечников стрел и других артефактов в районах города, не застроенных зданиями, как, например, Инвуд-Хилл-Парк и Риверсайд-Парк. Европейские поселения начались в 1626 г. с основания голландского поселения Новый Амстердам (Nieuw Amsterdam) на южной оконечности Манхэттена. В 1664 г. английские корабли захватили город, не встретив сопротивления, и он был переименован в Нью-Йорк, в честь герцога Йоркского. В конце второй англо-голландской войны в 1667 г. голландцы официально передали Нью-Йорк англичанам и взамен получили колонию Суринам.

В начале Войны за Независимость современная территория города была ареной важных сражений. В результате Бруклинской Битвы в Бруклине начался большой пожар, в котором большая часть города сгорела, и он до конца войны попал в руки Великобритании, пока американцы вновь нe завладели им в 1783 г. Этот день, под названием «День Эвакуации» (англичан), долго праздновался в Нью-Йорке.

В течение XIX века население города стремительно росло благодаря бурному притоку большого количества иммигрантов. В 1811 г. был разработан дальновидный генеральный план развития города, по которому сеть улиц была расширена, охватив весь Манхэттен. К 1835 году Нью-Йорк обогнал Филадельфию, став самым большим городом Соединённых Штатов.

Во время Гражданской Войны прочные торговые связи города с Югом, а также его растущее иммигрантское население привели к расколу между сторонниками Союза и сторонниками Конфедерации, который достиг высшей степени в «Призывных Мятежах», худших гражданских беспорядках в американской истории.

После войны темп иммиграции из Европы сильно возрос, и Нью-Йорк стал первой остановкой для миллионов людей, прибывающих в Соединенные Штаты в поисках новой и лучшей жизни.

Файл:5 Boroughs Labels New York City Map Julius Schorzman.png

В 1898 г. город Нью-Йорк приобрёл сегодняшние границы: прежде он состоял из Манхэттена и Бронкса, присоединённого к городу с юга, от округа Вестчестер (западный Бронкс в 1874 г., остальная территория — в 1895 г.). В 1898, согласно новому законопроекту, была создана новая муниципальная единица, первоначально названная Большой Нью-Йорк. Новый город был разделен на пять районов. Районы Манхэттен и Бронкс расширили свои границы и покрывали теперь территорию первоначального города и всю остальную часть Нью-Йоркского Округа. Район Бруклин состоял из города Бруклин и нескольких муниципалитетов в восточной части Округа Кингс. Район Квинс был основан в западной части Округа Квинс и покрывал несколько небольших городков и поселков, включая Лонг Айленд Сити, Асторию и Флашинг. Район Стэйтен-Айленд полностью вместил Округ Ричмонд. Все бывшие городские органы управления внутри этих районов были упразднены. Год спустя, территория Округа Квинс, которая не попала в пределы района Квинс, стала Округом Насо (Nassau). [2] В 1914 г. законодательные власти штата создали Округ Бронкс, а Нью-Йоркский Округ сократился до размеров одного Манхэттена. Сегодня пять районов Нью-Йорка в основном совпадают границами с соответствующими округами.

Файл:P1020085s.JPG

В первой половине 20 века город стал мировым центром промышленности, торговли и связи. В 1904 г. начала действовать первая компания метро Интерборо Рэпид Трэнзит. В 1930-x гг. очертания Нью-Йорка взмыли ввысь с постройкой нескольких из самых высоких небоскребов мира.

После Второй Мировой Войны Нью-Йорк стал неоспоримым мировым городом-лидером. Строительство штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке символизировало уникальное политическое значение города. Нью-Йорк также заменил Париж в качестве центра мирового искусства. Одновременно с этим происходили процессы переезда части населения в пригороды, что привело к медленному уменьшению численности населения. Впоследствии, изменения в промышленности и торговле и рост преступности вовлекли в 1970-х годах Нью-Йорк в социальный и экономический кризис. Шаблон:Крупнейшие города мира 1980-е годы были периодом умеренного бума, сменившегося большим бумом 1990-х. Смягчение расовой напряженности, значительное падение уровня преступности, рост иммиграции обновили город и население Нью-Йорка впервые в его истории перевалило за 8 миллионов жителей. В конце 1990-х город много получил от успехов индустрии финансового сервиса в период дотком бума. Это явилось одним из факторов роста стоимости недвижимости в городе.

Террористические акты 11-го сентября 2001 затронули и Вашингтон, но именно Нью-Йорк пострадал больше всего, вследствие атак на Всемирный Торговый Центр и плотного едкого дыма, который продолжал валить из его развалин в течение нескольких месяцев после падения "Башен-Близнецов" в пожаре. Несмотря на это, расчистка эпицентра взрыва была окончена быстрее, чем планировалось, и с тех пор город воспрянул и выдвинул новые планы для разрушенной территории. Башня Свободы, которую собираются построить на месте Всемирного Торгового Центра, должна стать самым высоким небоскребом в мире (1776 футов или 532,8 м) к её запланированному завершению строительства в 2008 г.

География и климат Править

Файл:Ny.terra.600pix.jpg
. Город Нью-Йорк включает остров Манхэттен, остров Стэйтен-Айленд, западную часть острова Лонг-Айленд, часть северо-американского материка — (Бронкс), и несколько небольших островов в нью-йоркской гавани. Нью-Йорк находится примерно на 40° северной широты и 74° западной долготы. Самой высокой точкой Нью-Йорка является холм Тодт Хилл, высотой 125 м, который находится на Стэйтен-Айленде. Стэйтен-Айленд — самый холмистый и просторный, и наименее заселенный район города. В густонаселенном Манхэттене, — наоборот, земля ограниченна и дорога, что объясняется большим количеством высоких зданий и небоскребов. Согласно Бюро Переписи США, город имеет площадь 1214,4 км², из которых 785,6 км² — суша и 428,8 км² (35,31 %) — вода.

Климат в Нью-Йорке — влажный и континентальный. Город находится на побережье, поэтому температурные колебания здесь менее выражены, чем внутри страны.

Зимой в Нью-Йорке температура в среднем между −2 °C и +5 °C. Почти каждой зимой выпадает снег, в среднем 60 см за год. Весна мягкая, с температурой от 7 °C до 16 °C. Летом в Нью-Йорке сравнительно жарко, со средней температурой от 19 °C до 28 °C, и с периодами высокой влажности воздуха. Часто температура превышает 32 °C, а изредка достигает 38 °C жары и выше. Осень в Нью-Йорке приятная, с температурой от 10 °C до 18 °C. Однако нью-йоркская погода весьма непредсказуема, и время от времени удивляет нью-йоркцев мягкой, почти бесснежной зимой или довольно ощутимой прохладой летом. Бывало, что ещё в апреле случалась сильная метель, которая покрывала Нью-Йорк толстым слоем снега. Иногда температура может резко колебаться от дня ко дню. Путешественникам рекомендуется следить за прогнозом погоды и иметь несколько видов одежды поздней осенью и ранней весной (то есть в ноябре, марте, апреле).

Демография Править

Перевод английской статьи: en:New York City#Demographics

В 2000 г. в Нью-Йорке проживало 8 008 278 человек, 3 021 588 домохозяйств и 1 852 233 семей. Плотность населения 10 194,2/км². В городе 3 200 912 жилищных единиц, со средней плотностью 4074,6/км². Расовый состав города: 44,66 % белых, 26,59 % афроамериканцев, 0,52 % коренных американцев (индейцев), 9,83 % aзиатов, 0,07 % тихоокеанцев, 13,42 % других рас, и 4,92 % людей, причисляющих себя к двум или более расам. 26,98 % населения — латиноамериканцы, независимо от расы.

Средний, а точнее медианный доход домохозяйств в городе $38 293, семей — $41 887. Средний доход у мужчин $37 435, у женщин $32 949. Доход на душу населения $22 402. 21,2 % населения и 18,5 % семей находятся ниже границы бедности. Из всех людей живущих в бедности, 30.0 % моложе 18 лет, и 17.8 % в возрасте 65 лет и старше.

Среди 3 021 588 домохозяйств, в 29,7 % есть дети моложе 18 лет; 37,2 % состоят из супружеских пар, живущих вместе; в 19,1 % глава домохозяйства — женщина без мужа; 38,7 % домохозяйств — не семьи. 31,9 % всех домохозяйств состоят из самостоятельных личностей, и в 9,9 % живет один человек возрастом 65 лет или старше. Средний размер домохозяйства 2,59, а средний размер семьи 3,32.

По возрасту, население города разбивается следующим образом: 24,2 % моложе 18 лет, 10,0 % от 18 до 24, 32,9 % от 25 до 44, 21,2 % от 45 до 64, и 11,7 % возрастом 65 лет и старше. Медианный возраст 34 года. На каждые 100 женщин приходится 90,0 мужчин. На каждые 100 женщин возрастом 18 лет и больше, приходится 85,9 мужчин.

Экономика Править

Перевод английской статьи: en:New York City#Economy

Нью-Йорк—центр многих отраслей промышленности в Соединенных Штатах.

Нью-Йорк является финансовым центром страны: в нем находятся такие биржи, как New York Stock Exchange, NASDAQ, en:American Stock Exchange, en:New York Mercantile Exchange и en:New York Board of Trade. Нью-Йоркская финансовая отрасль сосредоточена на Уолл-стрит в нижнем Манхэттене.

Нью-Йорк был первоначальным центром американской кинематографии, пока она не переместилась в Голливуд, но и сейчас в Нью-Йорке продолжают производить некоторые фильмы и телепередачи. Нью-Йорк также столица моды США, здесь находятся штаб-квартиры многих модельеров. В Нью-Йорке находится множество издательств, и здесь часто впервые печатаются новые книги. В Нью-Йорке также развита туристская индустрия.

См. также Править

Ссылки Править

  1. Говоря об истории города Нью-Йорка, надо иметь в виду, что в современных границах он существует лишь с 1898 года. До этого существовало несколько самостоятельных территорий и лишь одна из них называлась город Нью-Йорк. Источники не всегда придают этому значения. Oдни при описании истории Нью-Йорка до 1898 года рассказывают лишь о событиях в историческом Нью-Йорке — Манхэттене, умалчивая об истории остальных частей нынешнего города, другие, наоборот, называют Нью-Йорком места, которые во время описываемых событий так не назывались. При компиляции информации из таких разнородных источников часто происходит путаница
  2. Насо (Nassau) не входит в город Нью-Йорк.

Литература Править

Ирвинг Вашинтон «История Нью-Йорка»