ФЭНДОМ

«Но́вая газе́та» — российская еженедельная общественно-политическая газета. Начала выходить 1 апреля 1993 года[1]. Одна из немногих газет в России, которая занимается журналистскими расследованиями. Газета отслеживала, а в некоторых случаях инициировала, судебные разбирательства.

История Править

Газета была создана группой журналистов (Дмитрий Муратов, Павел Вощанов, Акрам Муртазаев, Дмитрий Сабов и др.), которые ушли из «Комсомольской правды» и создали своё издание под названием «Новая ежедневная газета». М. С. Горбачёв, давний партнёр издания, ещё в 1993 году на часть средств от своей Нобелевской премии купил 8 компьютеров для этой группы из 30 журналистов. Первый номер вышел 1 апреля 1993 года 100-тысячным тиражом[2][3]. Первые три месяца выходила раз в неделю, с июля 1993 — стала ежедневной. С февраля и до августа 1995 года газета не выходила в Москве в силу финансовых причин. С августа 1995 возобновилась как еженедельная. В 1996 году зарегистрирована как АНО РИД «Новая газета».

Формат газеты Править

«Новая газета» выходит три раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам. Формат разворота газеты — A2. Полосы — A3.

По состоянию на 15 июня 2012 года общий тираж газеты составляет 284 500 экз.

Газета печатается во Владивостоке, Екатеринбурге, Краснодаре, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Рязани, Самаре, Санкт-Петербурге. Зарубежные выпуски: Германия, Израиль, Казахстан.

До 2009 года газета выходила два раза в неделю: по понедельникам и четвергам. По пятницам практически до самого конца 2008 года выходило отдельное еженедельное цветное обозрение «Новая газета. Свободное пространство». Теперь это обозрение является частью пятничного выпуска «Новой газеты»[4][5].

В качестве вкладки каждый месяц выходит тематическое приложение «Правда ГУЛАГа». Материалы опубликованных выпусков газеты, вкладок и приложений доступны на сайте газеты в общем архиве. В прошлом в качестве вкладок выпускались газеты «ОГФ», «Яблока», русская версия «Le Monde diplomatique», новая автомобильная газета «ШОФЁР», научно-популярное приложение «Кентавр», банковское приложение «Банкнота».

Финансирование Править

Контрольный пакет издания (76 % акций) принадлежит коллективу, 14 % — бизнесмену Александру Лебедеву, 10 % принадлежит Михаилу Горбачёву[6].

В феврале 2002 года представитель центра общественных связей ФСБ Илья Шабалкин заявил, что у газеты имеются финансовые разногласия с фондом Джорджа Сороса, однако представители фонда и редколлегия опровергли наличие претензий[7][8][9].

Как выяснили «Известия», «Новая газета» получала прямую государственную денежную поддержку от правительства Нидерландов[10].

Обвинения в клевете и дезинформации Править

В январе 2005 года департамент информации и печати Министерства иностранных дел России обнародовал комментарий к статье, опубликованной в «Новой газете» 24 января 2005 года под заголовком «ФСБ снарядила свою хельсинкскую группу». По мнению МИД РФ, данная статья «грубо искажает реальное положение вещей».[11][12][13]

Согласно журналу «Эксперт Северо-Запад», «Новая газета» сообщила непроверенное сведение о будто бы готовящемся судебном иске против кинокомпании Уорнер Бразерс без ссылки на источник.[14][15][16]

Некоторые материалы становились предметом судебных разбирательств по обвинениям в публикации ложных сведений, порочащих честь и достоинство.

В начале 2002 года «Новая газета» опубликовала «справку отдела расследований», согласно которой председатель Краснодарского краевого суда якобы жил не по средствам. По инициативе Краснодарской краевой квалификационной коллегии судей было собрано Большое жюри Союза журналистов России. Согласно жюри, «Новая газета» не подтвердила дискредитирующие судью сведения «[н]и в самой публикации, ни на заседании Большого жюри», а справка отдела расследований «не делает чести» газете. Кроме того, заголовок журналистской заметки был назван неотвечающим её содержанию.[17][18][19][20]

Газета публиковала письма, чьи подделки третьей стороной были либо признаны двумя сторонами конфликта либо предположены одной стороной. В одном случае непроверенным сообщением стала подделка от имени пяти американских конгрессменов, в котором говорилось о попытках Сергея Кириенко легализоваться в США. Это письмо было признано поддельным Госдепартаментом и Сенатом США, а затем и российским судом.[21][22][23][24][25]

В мае 2016 года газета подверглась критике из-за публикации статьи своего обозревателя Галины Мурсалиевой «Группы смерти (18+)» о якобы существующей в социальной сети «ВКонтакте» секте, причастной к самоубийствам 130 подростков по всей территории России.

Опровержения газетой своих материалов Править

Материалы публикаций «Новой газеты» неоднократно признавались в судебных разбирательствах частично или полностью не соответствующими действительности. В соответствии с законом публиковались опровержения[26].

На опубликованную в «Новой газете» в августе 2000 года статью «Дело ведут паханы» позднее (в апреле 2001 года) газетой было опубликовано опровержение после получения письма из Генеральной прокуратуры. В письме было заявлено, что справка, послужившая источником сведений для статьи «Дело ведут паханы», является подделкой, а проведенная Прокуратурой проверка подтверждения данных сведений не выявила.[27][28]

В 2000 году суд признал несоответствующими действительности, порочащими честь и достоинство истцов сведения, изложенные в статье относительно нескольких депутатов Госдумы. Суд постановил привести опровержения ложных сведений, принести публичные извинения и выплатить истцам 110 тысяч рублей[29].

В 2003 году был частично удовлетворён иск первого заместителя генпрокурора России Юрия Бирюкова к газете о защите чести и достоинства. Кроме опровержения редакция обязывалась выплатить Бирюкову 600 тысяч рублей[30].

В 2004 году судом были признаны не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию сведения в статье относительно Сергея Кириенко.[31]

В 2004 году «Новая газета» принесла извинения за распространение недостоверных сведений о том, что президент «Роснефти» Сергей Богданчиков был якобы причастен к аресту Михаила Ходорковского[32].

Предупреждения газете Править

31 марта 2010 года Роскомнадзор вынес «Новой газете» предупреждение за высказывания, направленные на возбуждение социальной, расовой и национальной розни, в статье «Банда, агентство, партия. Кто такие „легальные националисты“», опубликованной 20 января 2010 года и посвящённой организации «Русский образ», членами которой являлись подозреваемые (на момент написания статьи) в убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой Никита Тихонов и Евгения Хасис[33].

10 октября 2014 году Роскомнадзор вынес учредителю и редакции «Новой газеты» предупреждение о недопустимости использования средств массовой информации для осуществления экстремистской деятельности[34] за статью Юлии Латыниной «Если мы не Запад, то кто мы?», опубликованную 10 сентября 2014 года[35]. Вечером того же дня два фрагмента статьи на сайте «Новой газеты», вызвавшие недовольство надзорного органа, оказались скрыты[36].

Примечания Править

  1. Так выглядел первый номер «Новой газеты»
  2. Екатерина Парамонова. Паровозный свисток может стать политическим фактором // «Коммерсантъ», 2 апреля 1993
  3. История «Новой газеты»
  4. «Что такое пятница? Это ещё один день „Новой газеты“». Редакционная статья в «Новой газете», цветной выпуск № 45, 21 ноября 2008.
  5. Разъяснение для подписчиков «Новой газеты», цветной выпуск № 45, 21 ноября 2008.
  6. Главред отвечает: Сирия и Крым, Путин и оппозиция, остаемся или зачищают. Новая Газета. Проверено 27 декабря 2015.
  7. ФСБ не любит Политковскую, а Фонд Сороса просит «Новую газету» разъяснить, куда делись деньги, 20 февраля 2002.
  8. На чьи деньги врёт чекист Шабалкин. Да на наши!. Редколлегия «Новой газеты», 28 февраля 2002.
  9. Мурадов М. Анна Политковская отрабатывает долги. // Коммерсантъ: газета. — 21 февраля 2002.
  10. Григорян А., Бородина Т., Подрез Т. «Новая газета» финансировалась Нидерландами. // Известия : газета. — 1 сентября 2015.
  11. lenta.ru МИД РФ обвинил «Новую газету» в дезинформации
  12. Российский МИД встал на защиту министра юстиции Финляндии, Анна Политковская, 27 января 2005 г.
  13. Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно грубого искажения в публикации «Новой газеты» от 24 января 2005 года заявлений финских властей в связи с возможным приездом А.Закаева в Хельсинки, 24 января 2005 года.
  14. Добби и сыновья, Алексей Бессуднов, 3 февраля 2003 г.
  15. Новый скандал вокруг Гарри Поттера. Газеты пишут сегодня, что в Кремле недовольны одним из героев второго фильма, Эхо Москвы, 20 января 2003 г.
  16. Putin, Dobby And the Axis Of Weirdness, Michael Wines, The New York Times, 2 февраля 2003 г.
  17. Журналистское жюри встало на сторону судей, Леонид Никитинский, «Московские новости» № 33, 1 сентября 2002
  18. Решение Большого жюри Союза журналистов России, Новая газета, 15 апреля 2002 г.
  19. Ложись! Суд идёт!, Сергей Золовкин, редакция, Новая газета, № 2, 14 января 2002 г.
  20. Суд с пристрастием, Сергей Золовкин, Новая газета, № 16, 7 марта 2002 г.
  21. Кредит МВФ: кто-то теряет, кто-то находит, Георгий Рожнов, Новая газета, № 45, 28 июня 2004 г.
  22. Четверо из пяти сенаторов США заявили, что не подписывали письма с обвинениями в адрес Кириенко, Newsru.com, 1 июля 2004 г.
  23. lenta.ru Госдепартамент США признал письмо о Кириенко фальшивкой
  24. «Новая газета» опровергла обвинения в адрес Кириенко, Lenta.ru, 20 декабря 2004 г.
  25. Опровержение, Новая газета, № 93, 20 декабря 2004 г.
  26. Сообщения о печати «Новой газетой» опровержений:
    Полпред Кириенко считает инцидент с публикацией в «Новой газете» исчерпанным «НТА-Приволжье»,
    «Новая газета» опровергла обвинения в адрес Кириенко,
    кроме того: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19]
  27. Опровержение. Муратов Д. А
  28. Дело ведут паханы, Елена Афанасьева, Николай Петров, Новая газета, № 36, 7 августа 2000 г.
  29. «Новая газета» проиграла в суде «Нардепу» и наняла себе Якубовского // СМИ.ру, 2000
  30. Суд обязал «Новую газету» выплатить заместителю генпрокурора 600 тысяч рублей // Lenta.Ru, 2003
  31. Сергей Кириенко выиграл иск к «Новой газете» // Лента.ру, 12 октября 2004
  32. «Новая газета» ещё раз извинилась перед «Роснефтью»
  33. Роскомнадзор вынес предупреждение «Новой газете» за статью о «легальных националистах». NEWSru.com, 15.4.2010.
  34. Роскомнадзор предупредил «Новую газету». Роскомнадзор.
  35. Если мы не Запад, то кто мы? Новая газета.
  36. В статье Латыниной в «Новой газете» нашли экстремизм. BBC Russian, 2014/10/14.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики