Фэндом

Наука

Николай Тимофеев-Ресовский

22 221статья на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Файл:Tsinger-ressovsky.jpg

Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (7 (20) сентября 1900 г., Москва28 марта 1981 г.) — русский биолог. Основные направления исследований: радиационная генетика, популяционная генетика, проблемы микроэволюции.

Биография Править

Высшее образование получил в Московском свободном университете им. Шанявского (1916—1917) и в I Московском государственном университете (1917—1922).

В годы гражданской войны учился нерегулярно, поскольку воевал в составе Красной армии, болел тифом.

Работал преподавателем биологии на Пречистенском рабочем факультете в Москве (1920—1925), преподавателем зоологии на биотехническом факультете Практического института в Москве (1922—1925), ассистентом на кафедре зоологии у проф. Н. К. Кольцова в Московском медико-педологическом институте (1924—1925) и научным сотрудником Института экспериментальной биологии ГИНЗ (1921—1925). С 1925 по 1946 г. по приглашению Общества кайзера Вильгельма работал в Германии, руководя отделом генетики в Институте исследований мозга в Берлин-Бухе. Как лицо, находившееся во время войны на территории враждебного государства, был помещен в лагерь. Как специалист по радиационной генетике был извлечен из лагеря для работы на закрытом объекте по проблемам радиационной безопасности. В 1947—1955 гг. заведовал биофизическим отделом объекта 0211, в 1955—1964 гг. — отделом биофизики в Институте биологии УФАН СССР в Свердловске, в 1964—1969 гг. — отделом радиобиологии и генетики в Институте медицинской радиологии АМН СССР в Обнинске (Калужская область).

С начала 20-х годов участвовал в работе неформального семинара, организованного группой С. С. Четверикова в институте Н. К. Кольцова («Дрозсоор», или «совместное орание по поводу дрозофилы»), из которого вышли многие советские генетики.

В конце 1930-х гг. принимал участие в семинарах группы Нильса Бора и, совместно с Б. С. Эфрусси, (при поддержке Рокфеллеровского фонда) собрал небольшой международный семинар физиков, химиков, цитологов, генетиков, биологов и математиков, занимавшихся обсуждением фундаментальных проблем генетики и теоретической биологии. Позже неформальные школы по генетике проходили везде, где он работал.

В советские годы был заклеймен как невозвращенец и фактически до самой смерти жил в ссылке. Его подозревали в сотрудничестве с нацистами, однако, как воспоминания очевидцев, так и специальные изыскания историков опровергают эти обвинения. Сын Тимофеева-Ресовского, живший вместе с ним в Германии, участвовал в антифашистском сопротивлении, был арестован и погиб в концлагере.

Его биография была положена в основу документального романа Даниила Гранина Зубр. История лаборатории в Берлин-Бухе положена в основу романа Элли Вельт (Elly Welt) Berlin Wild, где все участники, хотя и вполне узнаваемые, выведены под фиктивными именами. В фонотеке в г. Пущино-на-Оке хранится собрание магнитофонных записей с устными рассказами Н. В. Тимофеева-Ресовского, часть которого опубликована в виде воспоминаний.

Членство в научных обществах и научные награды Править

  • Действительный член (академик) Германской академии естествоиспытателей в Галле (ГДР) — Леопольдина;
  • Почетный член Американской академии наук и искусств в Бостоне (США);
  • Почетный член Итальянского общества экспериментальной биологии (Италия);
  • Почетный член Менделевского общества в Лунде (Швеция);
  • Почетный член Британского генетического общества в Лидсе (Великобритания);
  • Почетный член и член-учредитель ВОГиС им. Н. И. Вавилова (СССР);
  • Научный член общества содействия наукам им. Макса Планка (ФРГ);
  • Действительный член МОИП, Всесоюзного географического общества, Всесоюзного ботанического общества;
  • Лауреат медалей и премий Лацаро Спалланцани (Италия), Дарвиновской (ГДР), Менделевской (ЧССР и ГДР), Кимберовской (США).

Основные труды Править

Н. В. Тимофеев-Ресовский — автор десятков научных статей (многие из которых опубликованы на иностранных языках в лидирующих международных журналах 1920—1930-х гг.), глав в коллективных монографиях и книг. Полную библиографию его трудов см. на посвященном ему сайте. Первые его статьи вышли в 1925 г. Здесь указаны только книги, известные широкому кругу российских читателей.

  • Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов Н. Н., Яблоков А. В. Краткий очерк теории эволюции. М.: Наука, 1969. 408 с. (2-е издание: М.: Наука, 1978. 407 с.)
  • Тимофеев-Ресовский Н. В., Яблоков А. В., Глотов Н. В. Очерк учения о популяции. М.: Наука, 1973. 276 с.

Ссылки Править

Примечания Править

Также на Фэндоме

Случайная вики