ФЭНДОМ

Ukrmed amosov-1-

Профессор Н. М. Амосов в Клинике сердечной хирургии

Prosthetic Cardiac Ball Valves

1.Starr-Edwards Herzklappe 2.Starr-Edwards Herzklappe 3.Smeloff-Cutter Herzklappe

Николай Михайлович Амосов (6 декабря 1913, ок. Череповца — 12 декабря 2002, Киев) — советский кардиохирург, русский писатель, автор новаторских методик в кардиозирургии, автор дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»).

Биография Править

Родился в крестьянской семье. В 1935 году вместе со своей первой женой поступил в Архангельский медицинский институт, окончил его с отличием в 1939. В 1940 также получил диплом инженера с отличием.

На войне был полевым хирургом, прооперировал более 40000 раненых. В 1944 заключил второй брак (с медсестрой Л.Денисенко). В марте 1953 защитило докторскую диссертацию и возглавил кафедру в Киевском медицинском институте. В 1960 году возглавил отдел биоэнергетики Института кибернетики Академии наук Украины. В 1968 году был назначен на должность заместителя директора по науке Киевского научно-исследовательского института туберкулеза и грудной хирургии. Одновременно он возглавлял кафедру грудной хирургии Института усовершенствования врачей (19551970). С 1983 — директор Института сердечно-сосудистой хирургии. За огромные заслуги перед Украиной Николая Амосова признали «человеком века в Украине», как Богдана Хмельницкого и поэта Тараса Шевченко.[1]

В конце своей жизни Николай Амосов негативно относился к проводимой властями политике украинизации. Об этом явлении он говорил: «Проблемы с русским языком на Украине — издержки национализма, но нынешняя украинизация — мелкое подобие предыдущей, которую жестко пытались провести еще при коммунистах. Борьбой с русским языком подменяют национальную идею. Общество пытаются сплотить сражением с общим врагом. Это оправдано, но лишь биологически. Враждебность распространяется не только на язык, но и на все русское» [1].

С 1962 по 1979 год избирался депутатом Верховного Совета СССР, народным депутатом СССР (19891992). Супруга — Денисенко Лидия, окончила Киевский медицинский институт, работала хирургом, физиотерапевтом. Дочь — Екатерина Николаевна (1956 г. рожд.), доктор медицинских наук, член-корреспондент Украинской медицинской академии. Внучка — Анна.

Кардиохирургия и психиатрия Править

Us35-1

В. А. Скумин в Институте Н. М. Амосова

В 1978 году сотрудник кардиохирургической клиники Н. М. Амосова в Киеве В. А. Скумин описал кардиопротезный психопатологический синдром, который был выявлен приблизительно у 26% пациентов, перенесших протезирование клапанов сердца. Заболевание начинается с концентрации внимания на работающем сердце и повышенной тревожности, а приводит к выраженной депрессии и попыткам суицида. Отмечаются расстройства вегетатики и нарушение кровоснабжения головного мозга. Причиной состояния авторы посчитали звуки работающего клапана: они создают дополнительную петлю обратной связи между сердцем и мозгом. Как полагают, именно эта петля — причина расстройств, хотя убедительных доказательств тому пока нет.

Не исключено, что подобные нервно-психические расстройства имеют место и у оперированных людей, лишенных слуха, но данных в доступной литературе не имеется. Есть основания полагать, что истинной причиной синдрома Скумина являются нарушения осцилляторной функции сердца, возникающие после протезирования его клапанов. Изменяются механические свойства потока крови, а вместе с ними нарушается процесс передачи жизненно важной информации от сердца к периферическим тканям (в первую очередь к ЦНС) через механизмы механотрансдукции.

Наличие синдрома Скумина более чем у четверти пациентов с искусственными клапанами сердца подтверждает знаменитый французский кардиохирург Ален Карпантье. В декабре 2013 года он впервые пересадил больному полностью автономное искусственное сердце; тот прожил с ним 75 дней. А. Карпантье не отрицает, что синдром Скумина может развиться и у пациентов с искусственным сердцем.[2]

См. также Править

Примечания Править

  1. Ukrainian doctors which changed the world. Ukraine.ui.ua. Проверено 19. studenog 2014.. Архивировано из первоисточника 2. veljače 2016..
  2. Зачем человеку сердце

Ссылки Править