ФЭНДОМ

Елена Наумова
Наумова Елена
Имя при рождении:

Елена Станиславовна Наумова

Дата рождения:

24.9.1954

Место рождения:

Вахруши, Слободской район, Кировская область, РСФСР, СССР

Гражданство:

СССРFlag of the Soviet Union СССР РоссияFlag of Russia Россия

Род деятельности:

поэт,
писатель, журналист

Премии:

Международная литературная премия имени Николая Заболоцкого (2006)

Еле́на Станисла́вовна Нау́мова (24 сентября 1954 года) — российская поэтесса и прозаик, автор стихов и прозы для детей и взрослых, педагог. Лауреат премии Кировской области по литературе и искусству (2016).

Жизнь и творчество Править

Елена Наумова родилась 24 сентября 1954 г. в посёлке Вахруши Слободского района Кировской области. В 1968 году окончила музыкальную школу посёлка Вахруши по классу фортепиано.

Начинала, как и многие из её поколения: учёба в школе, увлечение стихами[1], журналистикой. В 80-е годы Елена Наумова — победитель поэтических конкурсов журналов «Смена» и «Сельская молодёжь». Её стихи также появляются в журналах «Наш современник», «Крестьянка», «Студенческий меридиан», «Литературная Россия», в альманахах «Истоки» и «Поэзия».

С 1984 по 1990 год училась в Литературном институте имени А. М. Горького (семинар поэзии — руководитель Владимир Костров). В 1989 году на IX Всесоюзном совещании молодых литераторов, будучи студенткой IV курса Литинститута Елена Наумова была принята в члены Союза писателей СССР.

В 1990 году окончила институт и, приехав в Киров, работала журналистом, продолжала писать стихи и прозу.

В 1998 году Елена Наумова основала областную литературно-журналистскую студию при Кировском Дворце творчества детей и молодёжи, которой руководит по сей день. Кроме того, преподаёт дисциплины «Журналистское мастерство» и «Литературная работа журналиста» в Кировском филиале Московского гуманитарно-экономического института.

В 2008 году книга Е. Наумовой «Серая кошка на белом облаке» была номинирована на Общероссийскую литературную премию «Ясная Поляна» и Бунинскую премию[2]. Писательница стала финалистом Бунинской премии и участником Международных яснополянских писательских встреч, посвящённых 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого.

В 2009 году выходит «Цветок папоротника» — 11 том Антологии Вятской литературы, где представлены избранные произведения Елены Наумовой: стихи, сказки, рассказы и повести. Книга становится победителем в областном конкурсе «Вятская книга-2009» в номинации «Лучшее художественное издание»[3].

В 2010 году Е. Наумова вновь входит в шорт-лист[4] Бунинской премии за стихи из книги «Цветок папоротника».

В августе 2010 года в Санкт-Петербургском издательстве «ДЕТГИЗ» вышла книга стихов для детей «Шла по городу ворона»[5].

В 2010 году стихотворение Е. Наумовой «Девочка и дождь» было положено на музыку композитором Евгением Щекалёвым[6] для Валентины Толкуновой, которая исполнила песню на одном из своих последних концертов.

Сын Елены Наумовой художник Максим Наумов[7] оформил её книги — «День рождения», «Сказочник», «Сквозь листву», «Серая кошка на белом облаке», «Не будите спящего Орфея», «Жетончики».

Отзывы Править

Елена Наумова — поэт из тех, кто живёт на весу — как листва, дрожит на ветру жизни — как листва, птицы радости и печали поют в её душе — как в листве, её стихи откровенны и трепетны — как листва, и в лучших её строках, есть волненье листвы, пребывающей в постоянном движении на весу…

Юнна Мориц, поэт. Из поэтического вступления к книге Елены Наумовой «Сквозь листву», 2004.

Мне очень нравится проза Елены Наумовой. Есть проза, которая практически не поддается критическому анализу, даже и самому доброжелательному. Самое главное в ней неуловимо для анализа, ускользает от него. Это главное — живая жизнь. В прозе Наумовой на первый взгляд кажется все так просто. Берешь живую жизнь и описываешь. На самом деле это и есть самое сложное искусство: передать живую жизнь в образах, героях, прямой речи. Здесь всякое «искусство» будет заметно и будет мешать восприятию.

Павел Басинский, критик, литературовед. Из послесловия к книге «Цветок папоротника», 2010.

«…Туда, где лопухи растут с крапивой, где лёгкий огнь и пляшет, и горит, где вновь февраль, и слёзы, и чернила, и где звезда с звездою говорит…». В зачине книги это читается как эпиграф. Поразителен разворот к лермонтовскому диалогу с небом и к ожиданию слёз, которыми будут разведены пастернаковские чернила. Это нельзя гармонически сопрячь. Только сцепить в невыносимости. В неразрешимости. В немыслимости. Как нельзя соединить бесстрашие Марины Цветаевой, в адском полёте разрывающей притяжение этого мира, и бесстрашие Ксении Некрасовой, этого мира знать не знающей и идущей по улочке блаженной райской походкой.

Тут к предтечам надо добавить Достоевского, который за слезинку ребёнка готов был вернуть Всевышнему билет в рай. Слёз с тех пор пролито столько, что не измерить. И настолько абсурд истории несовместим с «раем», что лирическая героиня Елены Наумовой возвращает Господу-Богу… нет, не билет… а номерок, жетончик из руки гардеробщицы, полузабытой подруги детства, лицо которой покалечено шрамом.

Лев Аннинский, критик, литературовед. Из предисловия к книге «Жетончики», 2012.

Библиография Править

  • Е. С. Наумова. Девочка и дождь: стихи. — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. — 15 с.: ил. — (Кассета: «Истоки»).
  • Е. С. Наумова. Выстрел ветки: стихи / предисл. К. В. Скворцова. — М.: Молодая гвардия, 1988.
  • Е. С. Наумова. Счастливый билет: стихи / предисл. Н. К. Старшинова. — М.: Б-ка журнала «Молодая гвардия», 1990.
  • Е. С. Наумова. Девочка и дождь: стихи для дошк. возраста. — М.: Дет. лит., 1991. — 15 с.
  • Е. С. Наумова. День рождения: стихи / рис. М. В. Наумова. — Киров: Миньон, 1993. — 12 с.: ил..
  • КОРОТКОЕ лето: стихи и сказки о любви / Е. С. Наумова. — Киров: Вятка, 1997. — 191 с.: илл.
  • СЕРАЯ кошка на белом облаке: повести и рассказы / Е. С. Наумова. — Киров: [б. и.], 1998. — 174 с.: илл.
  • СКАЗОЧНИК: маленькие повести, сказки / Е. С. Наумова. — Киров: [б. и.], 2003. — 79 с.: ил. — (Народная библиотека).
  • СКВОЗЬ листву: стихи / Е. С. Наумова; сост. М. В. Карпова; худож. М. В. Наумов. — Киров: [б. и.], 2004. — 141 с.: илл.
  • СЕРАЯ кошка на белом облаке: повесть / Е. С. Наумова; [предисл. Е. О. Галицких; худож. М. В. Наумов]. — Киров: ОРМА, 2008. — 285 с.
  • ЦВЕТОК папоротника: стихи, сказки, рассказы, повести / Е. С. Наумова. — предисл. Е. О. Галицких. — Киров: О-Краткое, 2009. — 400 с. — (Антология вятской литературы. Том 11).
  • ШЛА по городу ворона: стихи для детей / Е. С. Наумова. — СПб., ГРИФ, 2010. — 64 с., илл.
  • НЕ БУДИТЕ спящего Орфея: повести и рассказы / Е. С. Наумова. — Киров: 2012. — 172 с., илл.
  • ЖЕТОНЧИКИ: книга лирики / Е. С. Наумова. — Москва, Художественная литература, 2013. — 240 с.

Премии и награды Править

  • Литературная премия имени Леонида Владимировича Дьяконова за книгу стихов «Короткое лето» (1999)[8]
  • Литературная премия имени Овидия Любовикова за цикл стихов, посвящённых Великой отечественной войне (1999)
  • Международная литературная премия имени Николая Заболоцкого (2006)[9]
  • Финалист Бунинской премии за книгу «Серая кошка на белом облаке» (2008)
  • Финалист Бунинской премии за стихи из книги «Цветок папоротника» (2010)
  • Премия Кировской области за книгу «Четверо из семьи Ермаковых» (2016)[10]

Примечания Править