ФЭНДОМ

Виталий Вячеславович Наумкин (родился в 1945) — российский историк-востоковед, политолог.

Образование Править

Окончил Институт восточных языков МГУ в 1968. Доктор исторических наук (1981, тема: «Национальный фронт в борьбе за независимость Южного Йемена»). Профессор (11 марта 1988). Член Британского общества ближневосточных исследований (BRISMES).

Научная и педагогическая деятельность Править

В течение длительного времени занимается научной деятельностью в Институте востоковедения (ИВ) РАН. Был заведующим сектором, затем — руководитель Центра арабских исследований ИВ РАН.

Неоднократно участвовал в исследовательских экспедициях в Йемене. В 80-е годы в составе сокотрийский отряд лингво-этнографической группы провел на острове Сокотра уникальные антропометрические обследования, собрав богатый материал по языку и культуре сокотрийцев. В 2002 участвовал в археологической спелеоэкспедиции на Сокотру, организованной Институтом востоковедения для изучения пещерных храмов.

Президент Российского центра стратегических и практических исследований, главный редактор журнала «Восток-ORIENS», член научного совета при Совете безопасности РФ. Профессор МГУ, заведующий кафедрой на факультете мировой политики. В 2003 — приглашенный профессор Калифорнийского университета в Беркли.

Сфера научных интересов: ислам; международные отношения; международная безопасность; регионально-страноведческие исследования (Ближний Восток; Центральная Азия и Закавказье); южноаравийские исследования; конфликтология; этнология. Основными приоритетными работами являются: эволюция современных исламских движений; этнография Южной Аравии; конфликты в государствах СНГ.

Общественная деятельность Править

Сопредседатель Российской группы Дармутской конференции, созданной в 1960 (в ее рамках ученые и общественные деятели через двусторонний диалог в неформальной форме обсуждали и находили пути решений конфликтных ситуаций — вначале между США и СССР, а затем в региональных конфликтах).

В 1990-е годы активно участвовал в Межтаджикском диалоге в рамках Дартмутской конференции. Было проведено 35 заседаний Диалога с участием представителей конфликтующих сторон, что сыграло важную роль как на протяжении четырех с половиной лет поиска мирного регулирования до подписания мирного соглашения 27 июня 1997, так и в период постконфликтного миростроительства в Таджикистане. Награжден орденом «Дусти» («Дружба») — государственной наградой Таджикистана — за вклад в укрепление дружбы между Таджикистаном и Россией, в успешное достижение межтаджикского мира.

С октября 2001 года активно участвует в организации Диалога по Нагорному Карабаху Дартмутской конференции (совместно с Гарольдом Сондерсом из США), провел несколько раундов переговоров с участием конфликтующих сторон.

С 2005 представляет Россию в «Группе высокого уровня», созданной для выработки программы действий «Альянса цивилизаций» — политического проекта, который инициировали Испания и Турция для преодоления взаимного непонимания между западной и восточной цивилизациями. Кандидатуры всех участников были одобрены генеральным секретарем ООН, утверждены правительствами соответствующих государств и после этого официально назначены также генсеком ООН.

Публикации Править

  • Там, где возрождалась птица Феникс;
  • Сокотрийцы (этнографический очерк);
  • Очерки по этнолингвистике Сокотры (в соавт.);
  • Новейшая история арабских стран (2 тт., ответственный редактор);
  • Национальный фронт в борьбе за освобождение Южного Йемена;
  • Арабский мир. (соавтор и ответственный редактор);
  • Центральная Азия и Закавказье: этничность и конфликт. (соавтор и ответственный редактор; на англ. яз.);
  • Этнические конфликты в бывшем Советском Союзе. (на англ. яз.);
  • Radical Islam in Central Asia: Between Pen and Rifle (Радикальный ислам в Центральной Азии: между пером и винтовкой). (на англ. яз., опубликована в США).

Ссылки Править

Биография

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики