ФЭНДОМ

Наталья Петровна Бехтерева (р. 7 июля 1924, Ленинград) — российский нейрофизиолог, внучка В. М. Бехтерева. Член-корреспондент АН СССР (1970), академик АМН СССР (1975). С 1990 года — научный руководитель Центра «Мозг» Академии наук СССР, а с 1992-го — Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург).

Окончила 1-й Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова (1947). Работала в Институте экспериментальной медицины АМН СССР (1950—54) и в Нейрохирургическом институте им. А. Л. Поленова Минздрава СССР (1954—62). С 1962 в Институте экспериментальной медицины АМН СССР (заведующая отделом нейрофизиологии человека, с 1970 директор).

Труды по исследованию принципов деятельности головного мозга человека в норме и патологии, особенно физиологических основ психической деятельности. Впервые в СССР применила способ долгосрочного вживления электродов в мозг человека в диагностических и лечебных целях. Получила полное подтверждение теория Бехтеревой о мозговой организации мыслительной деятельности человека системой из жестких и гибких звеньев. Открытием признано выявленное Бехтеревой свойство нейронов подкорковых образований головного мозга человека реагировать на смысловое содержание речи и участвовать в качестве звеньев систем обеспечения мыслительной деятельности. Под ее руководством создана новая ветвь неврологии и нейрохирургии — стереотаксическая неврология с разработкой новейших технологий компьютерного стереотаксиса.

В то же время, подвергалась критике за толерантное отношение к мистике и некорректно поставленные эксперименты по проверке экстрасенсорных способностей.

Сочинения Править

  • Биопотенциалы больших полушарий головного мозга при супратенториальных опухолях, Л., 1960; * Физиология и патофизиология глубоких структур мозга человека, М.—Л.—Берлин, 1967 (совм. с др.);
  • Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека, 2 изд., Л., 1974;
  • Мозговые коды психической деятельности, Л., 1977 (совм. с П. В. Бундзеном, Ю. Л. Гоголицыным).
  • Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга (1978)
  • Здоровый и больной мозг человека (1980, 1988; на испанском языке, 1984)
  • Нейрофизиологические механизмы мышления (1985)
  • Per aspera… (1990)
  • Электрическая стимуляция мозга и нервов у человека (1990)
  • О мозге человека (1994)
  • О мозге человека. ХХ век и его последняя декада в науке о мозге человека (1997)
  • Магия мозга и лабиринты жизни. М. 1999.

Ссылки Править

Критика Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики