ФЭНДОМ

Шаблон:Indic

Файл:Standing Buddha.jpg

Мудра (санскр. मुद्रा, mudrā IAST, «печать, знак») — в индуизме и буддизмесимволическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.

Абхая-мудра Править

Мудра Абхая (санскр. अभय, abhaya IAST, букв. «без страха») означает защиту, мир, доброжелательность, рассеяние страха. В традиции тхеравады абхая-мудра обычно строится следующим образом: кисть правой руки поднята на высоту плеч, рука наклонена, ладонь развернута наружу, пальцами вместе и вверх, левая рука покоится вдоль тела вниз (в положении стоя).

Файл:Buddha chiangsaenstyle.jpg

В Тайланде и Лаосе эта мудра часто ассоциируется с «идущим Буддой». Вероятно, мудра получила распространение во временя гонений на буддизм как символ добрых намерений и дружбы при приближении к незнакомцам. В Гандхаре эта мудра использовалась как символ проповедования. Этот жест использовался Буддой для подчинения напавшего на него слона, как это изображено на нескольких фресках. В северных школах махаяны божества часто изображались с абхая-мудрой, сопровождаемой другой мудрой.

В Японии абхая-мудра, с чуть выдвинутым вперед средним пальцем, обычно служит символом школы Сингон.

Бхумиспарша-мудра Править

Мудра Бхумиспарша (санскр. भूमिस्पर्श, bhūmisparśa IAST, «касание земли») олицетворяет Будду, берущего землю в свидетели. Мудра напоминает о том, как Будда взял землю в очевидцы, когда разрешил проблему прекращения страданий, во время размышления под деревом Бодхи в позе «лотоса»: правая рука касается земли кончиками пальцев рядом с правым коленом, либо же только указательным пальцем, опущенным вниз и касающимся земли, с левой рукой, обычно покоящейся на верхней части левого бедра, ладонью, развернутой кверху. Мудра так же может олицетворять подчинение Мары.

Дхармачакра-мудра Править

Файл:Buddha-Sarnath-sepia.jpg

Мудра Дхармачакра (санскр. धर्मचक्र, dharmacakra IAST, «управление законом») олицетворяет наивысший момент в жизни Будды, когда, после достижения просветления, он читал свою первую проповедь в Сарнатхе. Обычно, только Гаутама Будда изображается с этой мудрой, ообзначая Майтрейю как хранителя Закона. Эта мудра обозначает поворот колеса Закона. Мудра строится слудующим образом: правая рука на уровне груди, ладонь развернуда вертикально наружу, пальцы согнуты, большой и указательный пальцы касаются друг друга. Левая рука, с таким же расположением пальцев горизонтально развернута к груди. Эта мудра так же известна как Витарка (санскр. वितर्क, vitarka IAST, «доказательство, увещевание»), Карана (санскр. करण, karaṇa IAST, «религиозное, магическое [действие]») и Вьяхьяна-мудра.

Витарка-мудра Править

Мудра Витарка (санскр. वितर्क, vitarka IAST, «доказательство, увещевание»), является разновидностью дхармачакра-мудры, и, обычно, несёт тот же сакральный смыл. Разница в построении состоит в том, что в витарке ладони обеих рук развернуты наружу от груди, пальцы выпрямлены (пальцы правой руки указывают вверх, левой — вниз), указательные и большие пальцы соединены.

Дхьяна-мудра Править

Файл:KamakuraDaibutsu3969.jpg

Мудра Дхьяна (санскр. ध्यान, dhyāna IAST, «медитация, концентрация») — мудра медитации, сосредоточенности. Обе руки покоятся внизу живота ладонями вверх, распрямлённые пальцы правой руки над распрямлёнными пальцами левой (либо с соприкасающимися средними фалангами пальцев, см. изображение), большие пальцы рук касаются друг друга, формируя «мистический треугольник», духовное пламя Триратны, олицетворяя три драгоценности. Эта мудра использовалась в изображениях Будды Шакьямуни и Будды Амитабхи. Иногда эта мудру использовали в изображении Бхайсаджъягуру, Будды-врачевателя.

Происхождение этой мудры намного древнее буддизма, так как использовалось в языке жестов йогов во время их медитативных или лечебных упражнений.

Варaда-мудра Править

Мудра Варада (санскр. वरद, varada IAST, «подающий, дарующий») олицетворяет приветствие, милосердие, сострадание и искренность. Зачастую изображается при помощи левой руки теми, кто подвизался на служение спасению человечества. Рука с развернутой наружу раскрытой ладонью указывает вниз. Обычно варада-мудра используется в паре с другой мудрой, изображаемой правой рукой, чаще всего — абхая-мудрой.

Ваджра-мудра Править

Мудра Ваджра (санскр. वज, vajra IAST, «алмаз») — мудра Шести элементов, мудра знания. Составляется из правой руки, кулаком охватывающей указательный палец левой руки, направленный вверх; остальныен пальцы левой руки так же сжаты. Мудра призвана олицетворять единство пяти мировых элементов (воды, земли, огня, воздуха и метала) с духовным сомосознанием.

Анджали-мудра Править

Мудра Анджали (санскр. अञ्जलि, añjali IAST, «[жест-]приветствие») символизирует приветствие, уважение, благоговение. Является одной из наиболее распространённых и широко используется и по сей день в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Представляет собой традиционный «молельный жест»: руки соприкасаются распрямлёнными ладонями на уровне груди, ладони чуть наклонены вперёд.

См. так же Править

Ссылки Править

de:Mudra

en:Mudra es:Mudra fr:Mudrâ it:Mudrā ja:印相 nl:Mudra pl:Mudra pt:Mudra sv:Mudra th:ปางพระพุทธรูป vi:Ấn (Phật giáo)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики